План.
с.
Введение…………………………………………..………………..…..2
Вопрос 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……………………………………………………………..3
Вопрос 2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского..............7
Вопрос 3. Русский историк Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского самым крупным социологом России до возникновения в ней социологии. Объясните, что означает это суждение………………………..……10
Заключение…………….……………………………………………..13

Введение.
Социология – это наука об обществе. Ее смысл выражает сам термин основанный от латинского societas (общество) и греческого logos (учение).
Социологическая мысль в России имела множество направлений, которые отражали различные общественно – политические течения, и давали разные ответы на стоящие перед миром проблемы. Она была представлена трудами талантливых ученых.
Очень интересны взгляды российских социологов: М. Ковалевского, Н. Г. Чернышевского, представителей психологического направления Е.В. Де Роберти, Н Кареева и других.

Вопрос 1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление.
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е. Де-Роберти, Н. Кареева и др. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые также были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни. Главные труды Евгения Де-Роберти и Николая Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития — его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Теоретический и методологический подход к исследованию общественных явлений Е.В. Де-Роберти (1843—1915) развивал в своих трудах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии», «Философия и ее задачи в XX веке» и др. Его работы по теоретической социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». В духе позитивизма Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки»1. В своей психологической социологии Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают о явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия. Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. В Западной Европе проблемы коллективной психологии исследовали Э. Дюркгейм, Г. Лебон, М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт и другие мыслители. Многие из них характеризовали коллективную психологию как психологию народов и масс. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т.д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией, значение которой он раскрывает в своем труде «Социальная психика». Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества¹.
Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес историк и социолог Н.И. Кареев (1850-1931). Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н.И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией. Кареев Николай Иванович (1850-1931), российский историк, социолог, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910, член-корреспондент РАН с 1917), почетный член АН СССР (1929). Окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета. Еще в бытность студентом сотрудничал в воронежских «Филологических Записках» и в «Знании»; первый его печатный труд «Фонетическая и грамматическая система древнего эллинского языка» вышел в 1868. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял учителем истории в 3-й московской гимназии. Выдержав магистерский экзамен, получил заграничную командировку, во время которой написал магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти 18 в.» (1879). В1878 - 1879 читал в Московском университете курс истории 19 в. В 1879 - 1884 годах состоял профессором Варшавского университета. В 1885 Кареев перешел в Санкт-Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на высших женских курсах.
Сначала принадлежал к этико-субъективной школе, психологическому направлению, позже стал сторонником позитивизма. В его трудах освещалась проблематика социологии, ее методов и становления как науки в России. Основательно и полно разработал вопрос о методах социальных наук, создал классификацию всех общественных наук, в основу которой положил степень обобщения ими социальных явлений; определил место социологии в этой системе и обосновал ее специфические методы. Выделил три основные социальные науки: историю, социологию и философию истории; считал, что каждая из этих наук имеет свой предмет, метод и уровень обобщения информации. Социологию в самом общем виде определял как науку, изучающую законы общества, но считал, что эти законы не тождественны законам естественных наук, а представляют собой скорее общие тенденции развития социальных процессов; социология должна синтезировать достижения частных наук, изучать все социальные явления в их совокупности и взаимосвязи. Сторонник сравнительно-исторического и эволюционного методов познания. Критиковал однофакторые теории развития общества. Труды по аграрной истории Франции второй половины 18 в., истории Великой французской революции; курс по новой истории Западной Европы².
Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лушакова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 407с.;
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (DVD)
Вопрос 2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского.
Значительный вклад в развитие российской социологической мысли внес М.М. Ковалевский (1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук.
Теоретические предпосылки социологических воззрений М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. «Что такое социология?» С этого вопроса начал Ковалевский свой труд «Социология». И ответил: «Родоначальник ее Конт, считал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ». Однако, порядок в обществе бывает не всегда, да и прогресс смысле поступательного развития не всегда имеет место. Ковалевский дает свое определение социологии, как науки об организации и эволюции человеческого общества.
Ковалевский подходил к социологии, прежде всего, как к науке, а не концепции человеческих идеалов. Он глубоко воспринял учение Конта об обществе, как целостном социальном организме и о закономерном характере его развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науке об обществе.
Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. Однако ни одному из них он не отдает постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковальского.
Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод (сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции). Историко-сравнительный метод позволяет выявить законы и специфические особенности в развитии разных народов и культур.
В своих социологических воззрениях он разделял многие положения биологической школы в социологии, особое внимание уделял работам Спенсера. Ковальский, например , утверждал что такой важный фактор, как общение, начинается уже в среде животных.
Весьма высоко ставил Ковалевский психологический фактор в социологии. Он в целом разделял теорию подражания Тарда, находил подтверждающие ее примеры. Так он писал, что «русские верховники времени Анны Иоанновны пытались подражать аристократическим порядкам в Швеции». Подобно Тарду, Ковалевский рассматривал подражание, как органическое проявление личностной и социальной психологии людей. Ковалевский считал, что основы социологии не могут лежать вне психологии, здесь речь идет о своеобразной психологии народов.
Положительное отношение к многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, ровно как и готовность применять их в анализе тех, или иных общественных явлений – еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского.
В своих трудах «Современные Социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него выступают Биологический, космический, политический и многие другие. Он указывал на необходимость обнаружения параллельного и одновременного воздействия этих факторов н общественные явления. С позиций такого плюрализма он подвергал критике однофакторные доктрины Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Он считал бессмысленным говорить о более или менее важных факторах.
Ковалевский разрабатывал, исходя из своих установок теорию общественного прогресса, которую называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».
По Ковалевскому все народы участвуют в мировом прогрессе, который должен привести к их объединению в «единое мировое солидарное сообщество». Он отрицал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал что при нормальном течении общественного развития все столкновения решаются путем соглашения и компромисса.

Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лушакова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 407с.; С.103-108.
Вопрос 3. Русский историк Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского самым крупным социологом России до возникновения в ней социологии. Объясните, что означает это суждение.
Николай Гаврилович Чернышевский был очень эрудированным человеком, талантливым философом и социологом.
Его называли властителем дум разночинной интеллигенции. Сторонник антропологического материализма Фейербаха, он считал его учение лучшим изложением научно-философских представлений «о так называемых вопросах человеческой любознательности». Только материалистическая философия, считал он, может быть истинной, поскольку она опирается на научное знание.
Чернышевский пытался также последовательно провести точку зрения антропологического материализма на жизнь общества и его историю. Выработанное представление о жизни общества, должно было служить, по его мнению, обоснованию социальному идеалу. Таким идеалом для него было социалистическое общество, основанное на качествах «человеческой натуры», которые позволили бы проявиться «естественным» человеческим потребностям. Он приходит к убеждению, что единственный путь улучшения отношений между людьми (сделать человека добрым и порядочным) — это путь социальных преобразований, т. е. изменения хозяйственных отношений. «Сущность социализма, — утверждает он, — относится собственно к экономической жизни»1.
Основой, на которой станет возможным переход к социализму, Чернышевский считал общину. В отличие от А.И. Герцена и славянофилов он рассматривал общину не как уникальную принадлежность России, а как «общечеловеческую принадлежность известного периода в жизни каждого народа». Но община может стать основой перехода к социализму, если в ней будут развиты промышленность, наука, культура. После реформы 1861 г. Чернышевский охладел к общине и его идеалом становится «государственная собственность с общинным владением».
Движение истории к социализму Н.Г. Чернышевский рассматривал как общий закон прогресса, а не как достояние какого-либо народа, особо «склонного» к социалистическому переустройству общества. Для доказательства этого тезиса он использовал диалектический метод Гегеля, особо выделяя закон отрицания отрицания («закон, вечной смены форм»).
Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог»
Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма», которая была своего рода рационалистическим фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». Обращение к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи были горячо восприняты, а его книга стала как бы библией для будущих революционеров в России, оказав большое влияние на идеологию русского марксизма¹.
Революционный демократ Чернышевский выступал за установление в России демократической республики, за свободу и социальное равенство всех слоев общества. Большое значение он придавал развитию духовной культуры, гордился вкладом культуры русского народа в мировую культуру. Образ образованного человека Чернышевского не лишен актуальности и сейчас. Он писал: «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо, и что дурно, что справедливо, а что несправедливо … кто привык мыслить, и наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенно направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему возвышенному и прекрасному.»
Рисуя картину социального общества, Чернышевский характеризовал его как общество социальной свободы, подлинной демократии и высокой духовности².
1. Философия: учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с. С. 251-253
2.Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лушакова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 407с.; С. 92-94
Заключение.
Итак, отечественные социологи много для развития социологической мысли в России.
Н.Г. Чернышевский пытался также провести точку зрения антропологического материализма на жизнь общества и его историю, выступал за установление в России демократической республики, за свободу и социальное равенство всех слоев общества.
Представители психологического направления выделили «законы психического взаимодействия», уделялось внимание позитивистскому направлению (Е.В. Де-Роберти). Н. Кареев предполагал, что психические взаимодействия лежат в основе общественного развития.
Интересен многофакторный подход М. Ковалевского, в основе которого лежит изучение одновременного действия различных факторов, на процессы происходящие в обществе.

Список литературы:
Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лушакова; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 407с.
Философия: учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с. С. 251-253
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (DVD)