План работы
Стр.
Вопросы контрольной работы……………………………………………….2
Ответы на теоретические вопросы…………………………………………..3
Характеристика экономической
мысли Древнего Востока……………………………………………...3
Развитие отечественной экономической
науки советского периода…………………………………………….9
Ответ на тест…………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………….15
Вопросы контрольной работы
Вариант 1.
Дайте краткую характеристику экономической мысли Древнего Востока.
Каковы, на ваш взгляд, слабости и позитивные моменты в развитии отечественной экономической науки советского периода.
Тест. Установите соответствие:
Сперанский М.М. (1772-1839 гг.) а. «Русская правда»
Пестель П.И. (1793-1826 гг.) б. «План финансов»
Тургенев Н.И. (1789-1871 гг.) в. «Опыт теории налогов»
Ответы на теоретические вопросы
Характеристика экономической мысли Древнего Востока.
В экономической мысли Древнего Востока нашли отражение ряд особенностей экономического развития древневосточных стран. Развитие этих стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. К ним относятся Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия и Древний Китай.
Неотъемлемой чертой экономики древневосточных стран было патриархальное рабство. Существовали попытки решения проблемы морального оправдания рабства, о чем свидетельствуют «Речения Ипувера», Законы Ману, учения Конфуция и другие проявления экономической мысли.
Хозяйства государств Древнего Востока было в основном натуральное, но уже получило значительное развитие торговля, и как следствие появляется товарное производство. Так в экономической мысли появляются различные точки зрения о преимуществах натурального и товарного производств. Основные проблемы, которые стояли перед экономической мыслью Древнего Востока, - это рабство, община, государство, натуральное товарное производство.
Древний Египет и Месопотамия.
Экономические взгляды египтян раскрывают различные поучения или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самая известная из них – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару», составленное в конце III тыс. до н.э. В этом произведении содержатся рекомендации фараона своему наследнику по управлению государством. Однако они носили в основном политический характер.
В «Речении Ипувера» рисуется картина бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс. В первые в мировой истории автор этого произведения доказывает, что социальное неравенство вполне естественно. Ипувер утверждал, что если целью восстания более раннего периода становилось возвращение общинных отношений, то в более поздних периодах – возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем. Он призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.
Еще одно подобное произведение называется пророчество Неферти. В нем также описывается бедственное положение Египта, отрицательное отношение к перераспределению собственности, стремление восстановить единую власть в стране.
Экономические идеи древних жителей Месопотамии отражены в законах того времени, регулирующих общественные и экономические отношения. К древнейшим из известных законов относятся законы царя Шульги (XXI век до н.э., Шумеро-аккадское царство), законы города Эшнунна (XX век до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII век до н.э., Вавилон).
Законы царя Шульги регулировали отношения рабов и их хозяев, устанавливали различные наказания и штрафы. В них действовал принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб в место обычного для ранней древности талиона (т.е. воздаяния равным за равное).
В законах Эшнунна устанавливались твердые цены на важнейшие продукты и на основании этих цен определялся уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, нормы процентов.
Законы Хаммурапи считаются самыми известными из дошедших до нас законов Месопотамии. В них нашли отражение многие сферы жизни вавилонского общества. Основная задача этих законов – нейтрализовать социальные последствия долгового рабства. Согласно закону социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, а через три года раб становился свободным и долги его аннулировались, был введен запрет на убийство неоплатных должников, арендаторы освобождались от арендной платы в случае неурожая, в законе были установлены нормы для арендной платы. Также санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются широкие гарантии. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу последнего. Торговля трактуется как нормальное явление и ее регулированию посвящалось много статей. Разрешался наем ремесленников и работорговля.
Согласно этим законам государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия, важной задачей также было сохранение общины.
Древняя Индия.
В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Здесь рано происходит деление населения на касты, т.е. сословия. Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам, кшатриям и вайшиям.
Одним из известных учений, посвященных экономическим вопросам, является «Артхашастра» или «Наука о политике». Представляет собой по сути свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Среди рекомендаций по управлению государством большое место занимают вопросы экономической политики, также здесь нашли отражение практические знания о хозяйственной деятельности.
Экономические вопросы затрагиваются также еще в одном произведении – законах Ману, которые составлялись на протяжении нескольких столетий. Ману – это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем данного сборника предписаний и правил. В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества, определяются также способы существования.
Рабство в Древней Индии считается нормальным явлением и выдаётся за социальную систему, установленную самим Богом.
Экономическая мысль Индии ставила вопрос и о государстве: она допускала самое широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь. На царя возлагалось дело колонизации окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрения иммиграции иностранцев, строительство колодцев и резервуаров, ирригационная система, поощрение земледелия, скотоводства и садоводства. Царю также предлагалось принимать участие в торговле, предварительно выяснив положение на рынке; поощрять купцов ввозящих иноземные товары. Предусматривался и экспорт царских товаров с целью получения прибыли. Все это показывает, что начали ослабляться натурально-хозяйственные мотивы, хотя они и продолжали доминировать.
Древний Китай.
Наиболее зрелой в истории Древнего Востока оказалась экономическая мысль Китая. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводило к целому ряду реформ и даже политических переворотов.
В VI-V веках до н.э. появилась школа экономической мысли, основателем которой был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Он изложил своё учение в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), защищая идею долга и повиновения, заветы старины и привилегии знати. По его мнению, каждый человек должен занимать определенное место в жизни и знать свои обязанности в отношении семьи, государства, человечества. Идеализируя старину, он пропагандировал культ предков и стремился к восстановлению общинно-патриархальных отношений. В общине все равны имущественно. Конфуций допускал накопление богатства, но не в ущерб основной массе населения и в рамках устойчивого порядка. Им осуждалась погоня за наслаждениями, рекомендовалось умеренность потребления, относительная равномерность распределения богатства, хотя он и не был сторонником равенства.
Его взгляды были достаточно противоречивы, что очень характерно для периода разложения общинного строя и формирования рабовладельческого государства. Конфуций был связан с аристократией, которая заинтересована в рабовладении и поэтому он призывает к покорности судьбе, смирению, выполнению долга, чинопочитанию. Задача князя усматривалась в обогащении народа, так как это будет означать обогащение государя.
В экономических воззрениях Конфуция имелись элементы социальных утопий. Он мечтал о наступлении эры всеобщего благоденствия, когда частная собственность не будет кумиром, порождающим бедствия всякого рода. Уже в IV веке до н.э. идёт острая полемика о судьбах общины, ее экономических возможностях и недостатках.
Развивая конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289гг. до н.э.). Он призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Также предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработке «общественных полей», доход с которых шел государству и чиновникам. Мен-Цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и