Всероссийский заочный финансово-экономический институт.
Кафедра автоматизированной обработки
экономической информации.

Курсовая работа
По дисцеплине «Информатика»
На тему: Средства и технологии обработки графической информации.


Преподаватель:
Работа выполнена:


Калуга 2008


Оглавление.
Введение………………………………………………….2
Средства обработки графической информации………..3
Заключение……………………………………………….15
Практика…………………………………………………..16
Список Литературы………………………………………32







Введение
В данной работе мне предстоит рассмотреть очень интересную тему -Средства и технологии обработки графической информации. Это тема очень актуальна в данное время, потому что компьютерная графика является одной из наиболее бурно развивающихся отраслей информатики сейчас в России, да и во все мире. Графическое представление информации используется повсюду в рекламе, бизнесе, и даже в искусстве. Она помогает людям зарабатывать деньг и поэтому происходит постоянное совершенствование старых и разработка новых технологий в обработке графического изображения. В работе я рассмотрю основные три основных способа формирования изображения - это растровый, векторный и фрактальный. Выбор растрового или векторного формата зависит от целей и задач работы с изображением, потому что и тот и другой имеет ряд достоинств и некоторые недостатки. Если нужна фотографическая точность цветопередачи, то предпочтительнее растр. Логотипы, схемы, элементы оформления удобнее представлять в векторном формате.
В практической части работы (№21) предстоит: построить данные по условию таблицы и заполнить их, выполнив консолидацию по расположению данных, а так же построить гистограмму по данным, которые мы получим в результате решения задачи.
Работа будет выполнена на ПК: Windows 2000XP, с использованием программ: Microsoft Word и Microsoft Excel.

Компьютерная графика и ее виды
Представление данных в графическом виде на мониторе компьютера стало использоваться в середине 50-х годов в военных целях и в помощь научным исследованиям. В то время, ЭВМ были очень велики по размеру и могли занимать целую комнату. С тем пор компьютеры совсем изменились, и вместе с ними модернизировались и все технологии обработки графической информации. Они используются теперь не только в секретных и военных целях, а стали неотъемлемой частью нашего быта. Графический интерфейс пользователя сегодня является стандартом «де-факто» для программного обеспечения разных классов, начиная с операционных систем.
Обработка графической информации в данное время является весьма широкой областью научного знания. Поэтому выделяют целую область информатики, которая описывает методы и средства создания и обработки изображения на ЭВМ. Она называется - компьютерная графика.
Компьютерная графика применяется сейчас практически во всех сферах нашей жизни, буть то, например реклама или компьютерные игры, и даже моделирование одежды производиться сейчас с помощью компьютера, а все это приносит огромные деньги, следовательно, она стремительно развивается, поэтому обработка графической информации (синтез, анализ и обработка изображения) составляет объемный пласт научных исследований. Надо отметить то, что компьютерная графика может быть не только изображением, которые мы видим на мониторе компьютера, но и любым видом и формой представления изображения, доступной для восприятия человеком, например, бумага, кинопленка и.т.д. Можно сказать, что компьютерная графика - это одно из самых интенсивно развивающихся и перспективных направлений информатики. Потому что это область касается всей нашей жизни с утра до вечера, всего нашего материального мира; работы, учебы, развлечений, даже голливудские фильмы, которые мы смотрим, и которые восхищают нас своей правдоподобностью спецэффектов, и то результат работы в области компьютерной графики.
Все изобилие изображений, используемых на компьютере можно разделить на три большие группы
1) 2D-графика, в которой создаются только плоские изображения.
2) Трехмерное изображение или 3D-графика
3) Анимационная графика
Создание изображения производиться с помощью специальных инструментов - графических редакторов. А хранение осуществляется в файлах графических формата. Графический файл содержит представление изображения на внешнем устройстве, размер, разрешение, степень и способ сжатия и.т.п., а так же специфическую для каждого графического редактора информации (например, информацию о кривых содержат файлы Corel Draw, файлы Photoshop-информацию о слоях, каналах и.т.д.). При записи на носитель, каждый графический редактор кодирует эту информацию определенным образом. Способ записи в файл и совокупность информации об изображении, которое там содержаться называется форматом графического файла. В общем случае, все графические форматы можно разделить на две группы:
1) Форматы общего назначения, содержащие только само изображение и предназначенные для хранения, переноса или просмотра изображения (qif, tiff, jpeg и др.)
2) Специфические форматы, ни используются для хранения промежуточных результатов редактирования изображений (например, cdr, ai и др.)
В зависимости от способа формирования изображения компьютерную графику можно разделить на растровую, векторную и фрактальную. Рассмотрим эти три типа компьютерной графики подробнее.
Растровая графика
Изображения в растровой графике состоят из отдельных точек различных цветов, образующих цельную картину (наподобие мозаики) Типичным примером растровой графики служат отсканированные фотографии или изображения созданные в графическом редакторе PhotoShop. Применение растровой графики позволяет добиться изображения высочайшего фотореалистичного качества. Но такие файлы очень объемны и трудно редактируемы (каждую точку приходиться подправлять вручную) При изменении размеров качество изображения ухудшается. Так при уменьшении исчезают мелкие детали, а при увеличении картинка превращается в набор пикселей. При печати растрового изображения или при просмотре его на устройствах, имеющих недостаточную разрешающую способность, значительно ухудшается восприятие образа.
Изображение (объект) может быть монохромным (штриховым), черно-белой фотографией (в градациях серого) и цветным. Любой рисунок можно представить набором мозаичных точек.
Суть принципа точечной графики: если надо закодировать какой-то объект, то на него "накладываем" сетку и создаем матрицу (таблицу) той же размерности, заполняя единицами ячейки, наложенные на объект, и нулями вне объекта. Если границы оригинал-объекта параллельны границам ячеек сетки, получается идеальная матрица (bitmap) из нулевых и единичных битов, которая представляет закодированное изображение объекта. Если эту матрицу вывести на экран или принтер или на диск для хранения, то получим оттиск объекта. Таким образом, с помощью отдельных блоков можно закодировать объект - известный древний способ рисования по клеточкам!
Рис. 1 http://www.cpb.ru/
:
Но идеальный случай, когда границы объекта совпадают с направляющими линиями матрицы, реализуется редко. Ясно, что, если имеем полностью пустые и полностью заполненные квадратики - это биты 0 и 1. А если не полностью заполненные и не полностью пустые? Очевидно, что в общем случае нужно установить порог: Ниже этого порога - нолики? а выше - единицы. Например, если порог меньше 1/2, то 0, если больше, то 1.

Разрешение измеряется в единицах:
? ppi (pixel per inch - пиксел на инч (дюйм)) - количество пикселов на единицу длины в 1 дюйм;
? dpi (dots per inch - точки на дюйм) - количество точек на единицу длины в 1 дюйм;
? 1 дюйм = 25,4 мм.
Достоинства растровой графики:
1. Каждый пиксел независим друг от друга.
2. Техническая реализуемость автоматизации ввода (оцифровки) изобразительной информации. Существует развитая система внешних устройств для ввода изображений (к ним относятся сканеры, видеокамеры, цифровые фотокамеры, графические планшеты).
3. Фотореалистичность (можно получать живописные эффекты, например, туман или дымку, добиваться тончайшей нюансировки цвета, создавать перспективную глубину и нерезкость, размытость и т.д.).
4. Форматы файлов, предназначенные для сохранения точечных изображений, являются стандартными, поэтому не имеет решающего значения, в каком графическом редакторе создано то или иное изображение.
5. Можно использовать в Web-дизайне
Недостатки растровой графики:
1. Объём файла точечной графики однозначно определяется произведением площади изображения на разрешение и на глубину цвета (если они приведены к единой размерности). При этом совершенно неважно, что отображено на фотографии: белый снежный пейзаж с одиноким столбом вдалеке, или сцена рок-концерта с обилием цвета и форм. Если три параметра одинаковы, размер файла будет практически одинаковым.
2. При попытке слегка повернуть на небольшой угол изображение, например, с чёткими тонкими вертикальными линиями, чёткие линии превращаются в чёткие "ступеньки" (это означает, что при любых трансформациях: поворотах, наклонах и т.д. в точечной графике невозможно обойтись без искажений).
3. Невозможность увеличения изображений для рассмотрения деталей. Поскольку изображение состоит из точек, то увеличение изображения приводит только к тому, что эти точки становятся крупнее. Никаких дополнительных деталей при увеличении растрового изображения рассмотреть не удаётся. Более того, увеличение точек растра визуально искажает иллюстрацию и делает её грубой (пикселизация).
Основные форматы растровых файлов
1) PCX
2) BMP - сокpащение от bitmap, т.е. битовый, растровый
3) JPEG
4) GIF (Graphics Interchange File - файл графического обмена),
5) PNG
6) PCD
7) PSD
8) TIF - сокpащение от TIFF или Tagged Image File Format.
9) EPS
10) DCS
11) PDF
12) Десятки других
Векторная графика
Вид кодировки графических изображений, основанный на геометрии, но не точек (как в растровой графике), а кривых. В качестве сплайнов выбраны кривые Безье. (Пьер Безье - французский математик, рассчитывал сплайны корпуса автомобилей).
Рис.2 http://www.cpb.ru
Сплайн - основное понятие векторной графики. Линейные картинки - это сплайны. На сплайнах построены современные шрифты TryeType и PostScript. Суть сплайна: любую элементарную кривую можно построить, зная четыре коэффициента P0, P1, P2 и P3, соответствующие четырем точкам на плоскости. Перемещая эти точки, меняем форму кривой.
Примером векторной графики служат работы, созданные в графическом редакторе CorelDraw. В отличие от растра векторное изображение состоит из отдельных линий-направляющих (векторов) которые образуют изображение. В файле хранится информация не о каждой точке, а об элементах, из которых состоит изображение, т.е. о направляющих из которых она создана. Векторные изображения занимают сравнительно небольшой объем и легки в редактировании. Любой элемент картинки может быть изменен отдельно от других. Изображение легко меняет размер, не теряя качества и сохраняя первоначальную композицию (расположение элементов) Вектор пластичен, что позволяет отображать его на устройствах с различной разрешающей способностью одинаково качественно. Но изображения векторной графики просты по визуальному восприятию и в основном выглядят "нарисованными".
Достоинства векторной графики:
1. Малый объем памяти. При кодировании векторного изображения хранится не само изображение объекта, а координаты четырех точек, поэтому объем памяти очень мал по сравнению с точечной графикой. Вывод: Векторная графика - очень экономичный способ кодирования. Она экономна в плане объемов дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик несильно увеличивает размер файла.
2. Свобода трансформации. Векторное изображение можно вращать, масштабировать без потери качества изображения. Объекты векторной графики просто трансформируются и ими легко манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения.
3. Аппаратная независимость. Векторная графика "работает" с идеальными объектами, которые сами приноравливаются к изменениям: можно не знать, для каких устройств делается тот или иной документ. Векторная графика максимально использует возможности разрешающей способности любого выводного устройства: изображение всегда будет настолько качественным, на сколько способно данное устройство.
Недостатки векторной графики:
Программная зависимость. Каждая программа строит кривые Безье по своим алгоритмам. (Например, формат .cdr программы Corel Draw не описан и является нестандартным). Часто необходимо конвертирование. Каждая программа сохраняет данные в своем собственном формате, поэтому изображение, созданное в одном векторном редакторе, как правило, не конвертируется в формат другой программы без погрешностей
Сложность векторного принципа описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации и сконструировать устройство подобное сканеру для растровой графики.
Векторная графика действительно ограничена в чисто живописных средствах и не предназначена для создания фотореалистических изображений.
Как видно растровый способ предоставления информации существенно отличается от векторного это можно видеть даже визуально на рисунке ниже
Таким образом, выбор растрового или векторного формата зависит от целей и задач работы с изображением. Если нужна фотографическая точность цветопередачи, то предпочтительнее растр. Логотипы, схемы, элементы оформления удобнее представлять в векторном формате. Понятно, что и в растровом и в векторном представлении графика (как и текст) выводятся на экран монитора или печатное устройство в виде совокупности точек. В Интернете графика представляется в одном из растровых форматов, понимаемых броузерами без установки дополнительных модулей – GIF, JPG, PNG.
Без дополнительных плагинов (дополнений) наиболее распространенные броузеры понимают только растровые форматы – .gif, .jpg и .png (последний пока мало распространен). На первый взгляд, использование векторных редакторов становится неактуальным. Однако большинство таких редакторов обеспечивают экспорт в .gif или .jpg с выбираемым пользователем разрешением. А рисовать начинающим художникам проще именно в векторных средах – если рука дрогнула и линия пошла не туда, получившийся элемент легко редактируется. При рисование в растровом режиме есть риск непоправимо испортить фон.      
Фрактальная графика
Фрактальная графика Фрактальная графика, как и векторная, основана на математических вычислениях. Однако базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула, то есть никаких объектов в памяти компьютера не хранится и изображение строится исключительно по уравнениям. Таким способом строят как простейшие регулярные структуры, так и сложные иллюстрации, имитирующие природные ландшафты и трехмерные объекты. Например, как на рисунке ниже.
INCLUDEPICTURE "http://www.ppf.krasu.ru/informatica/graph/image/fr2.jpg" \* MERGEFORMATINET
Понятие цвета в компьютерной графике
Цвет чрезвычайно важен в компьютерной графике как средство усиления зрительного впечатления и повышение информационной насыщенности изображения. Ощущение цвета формируется человеческим мозгом в результате анализа светового потока, попадающего на сетчатку глаза от излучающих или отражающих объектов. Считается, что цветовые рецепторы подразделяются на три группы, каждая из которых воспринимает только один единственный цвет - красный, зеленый или синий.
Световой поток формируется излучениями, представляющими собой комбинацию трех "чистых" спектральных цветов (красный, зеленый, синий) и их производных. В излучающих объектах световое излучение суммируется, поэтому для излучающих объектов характерно аддитивное цветовоспроизведение. Для отражающих объектов - субтрактивное цветовоспроизведение (световые излучения вычитаются). Примером объекта первого типа является электронно-лучевая трубка монитора, второго типа - полиграфический отпечаток.
Битовая глубина (глубина цвета, цветовое разрешение)
Цветовое разрешение определяет метод кодирования цветовой информации, и от него зависит то, сколько цветов на экране может отображаться одновременно. Для кодирования двухцветного (черно-белого) изображения достаточно выделить по одному биту на представления цвета каждого пикселя.
Одним байтом можно закодировать 256 различных цветов (28 цветов). Если на кодирование цвета выделить два байта, то можно закодировать 65536 различных цветов (216 цветов). Если для кодирования использовать 3 байта, то - 16,5 млн. цветов (224 цветов). Этот режим позволяет создать на экране изображение, не уступающие по качеству цвета живой природе.

Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов:
В последние годы компьютерная графика является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений в информатике. Визуализация данных находит применение в самых разных сферах современной человеческой деятельности т.к. в век информационных технологий это область очень востребована, потому-то взаимосвязана почти со всеми научными разработками. Существует несколько классических способов формирования изображения. И у каждого метода существует как ряд плюсов, так и недостатки. И каждый метод применяется пока лишь для конкретной цели. Например, в силу своих особенностей (масштабирование без потери качества изображения, маленький размер и др.) ВЕКТОРНАЯ графика используется в полиграфии (шрифты, логотипы) и в Интернете (анимации, интерфейс, баннеры).В то же время РАСТРОВАЯ графика обладает качествами, которых нет в векторной (возможно независимое редактирование каждой детали изображения, вплоть до пикселя). Растровая графика незаменима в изображениях, которые очень сложны и которых невозможно описать математическими формулами (яркий тому пример- фотографии), к тому же она появилась раньше растровой и лучше освоена. Именно поэтому растровая графика применяется практически во всех областях, связанных с компьютерной графикой.
Можно с уверенностью утверждать, что именно компьютерная графика является, и будет являться основной частью научного прогресса. Потому что это область основана на передовых достижениях фундаментальных и прикладных наук. И пока развивается наука, будут совершенствоваться и средства обработки графической информации.
Практика
Для решения этой экономической задачи я выбрала табличный процессор EXCEL XP, потому что он является одним из наиболее популярных пакетов программ, предназначенных для создания табличных документов. Он обладает мощными вычислительными возможностями, средствами деловой графики, обработки текстов, введение баз данных.
Работа с табличным процессором позволяет:
- для расчетов, помимо написания формул, использовать большой набор встроенных функций, для задания которых может применяться Мастер функций;
- для графического представления данных рабочего места применять различные диаграммы, должным образом оформлять их и печатать;
- сортировать данные в таблице, выполнять отбор данных из таблицы по определенному критерию.
Поставленная задача решалась в версии MS Excel xp.
Характеристика задачи:
1.Построить таблицы по приведенным данным о доходах членов семьи (рис.21.1, 21.2) и о расходах семьи(рис. 21.3) за квартал.
2. Заполнить таблицу на рис. 21.4 числовыми данными о доходах семьи за квартал, выполнив консолидацию по расположению данных.
3. Составить таблицу планирования бюджета семьи на квартал (рис. 21.5).
4. по данным о бюджете семьи на квартал (рис, 21,5) построить гистограмму.
Доходы Чижовой М.А. за 1квартал 2006.,руб.
Рис.21.1.Доходы Чижовой М.А. за квартал

Доходы Чижова А.С. за 1 квартал 2006г.,руб.
Рис.21.2 Доходы Чижова А.С. за квартал
Расходы семьи Чижовых за 1 квартал 2006г., руб.
Рис. 21.3. Расходы семьи Чижовых за квартал
Доходы семьи Чижовых за 1 квартал 2006г.
Рис.21.4. Доходы семьи Чижовых за 1 квартал
Бюджет семьи Чижовых за 1 квартал 2006г.
Рис.21.5. Бюджет семьи Чижовых за квартал
Алгоритм решения задачи:
Пункт 1.
1. Запустим табличный процессор MS Excel.
2. Создадим книгу с именем «Чижовы».
3. Лист 1 переименуем в лист с наименованием Чижова М.А.
4. На рабочем листе Чижова М.А MS Excel создадим и запомним таблицу «Доходы Чижовой М.А. за 1 квартал 2006г., руб.

Выполним расчеты суммы дохода в месяц в таблице Доходы Чижовой М.А. за 1 квартал 2006г., руб. Сумма дохода в сентябре составит 4000, т.к. Прочие поступления отсутствуют. Сумма дохода за октябрь рассчитаем по следующей формуле:

Получим следующее значение:

Сумма доходов в ноябре рассчитываем по аналогии с сентябрем. Сумма доходов в декабре, рассчитывается по аналогии с октябрем, а именно по формуле Е3+Е4.Получаем таблицу вида:

5. Лист 2 переименуем в лист с названием Чижов А.С.
6. На рабочем столе Чижов А.С. MS Excel создадим и заполним таблицу доходы Чижова А.С. за 1 квартал 2006г., руб.

Выполним расчеты суммы дохода в месяц в таблице Доходы Чижова А.С.за 1 квартал 2006г., руб. Сумма дохода во всех месяцах будет рассчитываться по аналогии с суммой дохода в октябре таблицы Доходы Чижовой М. А. за 1 квартал 2006г., руб. В Сентябре сумму доходов рассчитаем по формуле В3+В4; в октябре – С3+С4; в ноябре – D3+D4; в декабре – Е3+Е4.Получим таблицу вида:

7. Лист 3 переименуем в лист с названием Расходы Семьи.
8. На рабочем столе Расходы Семьи MS Excel создадим и заполним таблицу Расходов за 1 квартал 2006 г., руб.

Выполним расчеты суммы расходов семьи в месяц в таблице Расходы семьи Чижовых за 1 квартал 2006г., руб. Сумма расхода семьи во всех месяцах будет рассчитываться по аналогии с суммой дохода в октябре таблицы Доходы Чижовой М. А. за 1 квартал 2006г., руб. В Сентябре сумму расходов семьи рассчитаем по формуле В3+В4+В5+В6+В7+В8; в октябре – С3+С4+С5+С6+С7+С8; в ноябре – D3+D4+D5+D6+D7+D8; в декабре – Е3+Е4+E5+E6+E7+E8.Получим таблицу вида:

Пункт 2.
1. Переименуем Лист 4 в лист с названием Доходы Семьи.
2. На рабочем листе Доходы Семьи MS Excel создадим таблицу Доходы семьи Чижовых за 1 квартал 2006 г., руб.

3. Проведем расчеты, исходя из данных таблиц Доходы Чижовой М.А. за 1 квартал 2006 г,. руб. и таблицы Доходы Чижова А.С. за 1 квартал 2006г. Для этого выполняем консолидацию по расположению данных.
а) Установим курсор мыши в начальную клетку таблицы Доходы семьи, нажмем левую кнопку и, удерживая ее, выделим необходимую зону для консолидации и отпустим левую кнопку мыши.
б) Установим курсор мыши в Меню на Данные, щелкнув левой кнопкой мыши один раз. Затем установим курсор мыши на подменю Консолидация и щелкнем левой кнопкой мыши один раз.

в) На диалоговой панели Консолидация выбираем окно ссылка.

г) Переходим на лист Чижова М.А., выделяем необходимую зону, которую мы консолидируем и нажимаем Добавить

Ссылка перейдет в список диапазонов, получим:

д) Переходим на лист Чижов А.С., и так же усыновив курсор мыши в начальную клетку поля таблице, выделим зону для консолидации, и затем нажмем Добавить

е) Теперь нажимаем кнопку OK и на листе Доходы семьи получаем таблицу вида:

Пункт 3.
1. Переименуем Лист 5 в лист с названием Бюджет Семьи.
2. На рабочем листе Бюджет Семьи MS Excel создадим и заполним таблицу Бюджет семь Чижовых за 1 квартал 2006г., Для этого будем организовывать межтабличные связи для автоматического формирования таблицы. Действовать будем следующим образом:
а) Сначала надо дать имена имеющимся в наличии таблицам, открываем лист Доходы семьи и курсором выделяем всю таблицу, затем откроем Меню, подменю Вставка, выбираем Имя, затем Присвоить

Появиться окно Присвоение имени, имя мы даем Доходы и нажимаем OK.

б) Затем мы переходим на Лист Расходы семьи и поступаем аналогично, но имя уже даем Расходы получаем:

в) Теперь организуем межтабличные связи для автоматического заполнения таблицы Бюджет семьи Чижовых за 1 квартал 2006г.
Открываем лист Бюджет семьи и ставим курсов в ячейку В3(сумма доходов за Сентябрь). Затем Открываем Меню подменю Вставка затем Функция. Появиться Мастер функций шаг 1 из 2


В категориях, мы выбираем – Ссылки и массивы, а функцию - ВПР, затем нажимаем кнопку ОК. Появиться окно Аргументы функции.

Начинаем заполнять окно. Искомое значение мы вводим, путем объединения курсором мыши, в таблице бюджет семьи Чижовых за 1 квартал, ячеек А3 и А4, получаем:

Следующая строка - таблица. В Меню нажимаем Вставка, Имя затем Вставить получаем окно Вставка имени:

Выбираем Имя Доходы и нажимаем ОК. номер столбца ставим 2,в Интервальный - просмотр ставим 1. Затем нажимаем ОК и получаем:


Теперь ставим курсор в ячейку С3 и рассчитываем доход семьи в Октябре аналогично Сентябрю только теперь в окне аргументы функции, в строке номер столбца, ставим 3, а не 2 Получаем:

Расчет дохода за остальные месяцы будем производить аналогично, меняя каждый раз в окне Аргументы функции номер столбца. Закончив подсчеты, получи таблицу вида:

Теперь рассчитаем Сумму расходов месяц семьи Чижовых за 1 квартал 2006г .Действовать будем так же как и при расчете доходов,, но только в окне Аргументы функции, в строке Таблица будем вставлять имя Расходы получим:

Теперь осталось вычислить остаток.
Вычислять будем по формулам следующим образом:

При нажатии Enter получаем

Этим же методом заполним все остальные ячейки, По завершении расчетов получается таблица:

Пункт 3.
По данным таблицы Бюджет семьи Чижовых за 1 квартал 2006г.Построим гистограмму.


EMBED Excel.Chart.8 \s







Список литературы
1.А. Н. Морозевич / Основы информатики - учебное пособие Минск-2003 ООО Новое знание стр. 462-468
2. В.В. Евсюков / Экономическая информатика - учебное пособие ,Тула-2003
Гриф и К стр. 235-243
3. С.В. Симонович / Информатика базовый курс 2 издание, Питер-2004 стр 398-415
4.Комягин В.Б / Современный самоучитель работы на компьютере., Триумф- 2004
Ссылки сайтов в Интернете.
5. HYPERLINK "http://klax.tula.ru" http://klax.tula.ru
6. HYPERLINK "http://www.cpb.ru" http://www.cpb.ru
7. http://www.loiro.ru