Всероссийский заочный финансово-экономический институт.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
НА ТЕМУ:
«Психологическая структура личности и практика делового общения»
Выполнила:
студентка 3 курса
учетно-статистического
факультета
Преподаватель
Лавриненко Владимир
Николаевич

Москва-2007.
ВОПРОСЫ.
1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты.
2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К. Юнга.
3. О каком механизме психологической защиты идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение.» Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.




ВОПРОС №1
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе З. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний своей деятельности.
Согласно Фрейду, человеческая психика включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всех психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
Система бессознательного «Оно». Прежде чем дать определение бессознательного Фрейд делает замечание, что «психическое» и «сознательное» - понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.
Фрейд выделяет следующие важные особенности бессознательного:
1. оно – несловесное (невербальное);
2. «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;
3. ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4. по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;
5. законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.
По своему содержанию бессознательное представляет собой внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений.
В качестве важнейших структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.
Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.
Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения. Впервые в психологии Фрейд показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.
Влечениям Фрейд уделяет особое внимание. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:
- влечения «Я», цель которых – самосохранение индивида;
- сексуальные влечения (libido), цель которых – продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.
В основе влечений, в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа. Фрейд писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.
В ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по половому признаку. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер – мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психической защиты, а такие эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.
Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он ввел новое деление влечений и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Тонатосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной – продолжение рода, - или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть человека организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.
В психоанализе Фрейда бессознательное представляется не чем-то низшим, темным, аморальным в социально-психологическом смысле, а таким которое способно нести сознательное и даже творческое начало.
Система «Сверх Я». Эта система, которая становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.
Чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго (от лат. «super» - сверх и «ego» - я).
«Сверх Я» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. «Сверх Я», пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «Оно», старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. К проявлениям «Сверх Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, система «Сверх Я» выступает как моральная психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Образование «Сверх Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией. В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.
Психические феномены «Сверх Я» осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров. Часто в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и выгодных суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной сделки. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности значимые друг для друга. Поэтому в деловом общении лучше предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера. Зачастую в деловом общении происходит сдвиг моральных суждений, когда предложенная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями ранее заключенных договоров, обнаружением более «выгодного партнера».
Система предсознательного «Я». Эту систему Фрейд выделяет в качестве третьего пласта психики личности. Она находится между «Оно» и «Сверх Я», связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который действовал в бессознательном теряет свое значение, рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».
Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательно и «Сверх Я», психические элементы получают вербальную (словесную) форму и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.
По своему содержимому предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.
Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечиваю регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.
Между этими тремя системами существуют так называемые зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие.
Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», т.е. к таким психическим состояния, сопровождающиеся отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, тревогой и отчаянием). Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разнообразных механизмов психологической защиты: подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.
Для делового общения наиболее значимы сублимация, проекция и рационализация.
1. Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен поставленной первоначально, которая оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. В диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделять сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.
2. Проекция, представляющая собой наделение других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.
3. Рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается чаще в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но и умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.




ВОПРОС № 2
Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось.
Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". К. Юнг отвергает пансексуалистическую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия, как таковая». Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.
Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая, однако, не творится человеком по произволу, а сама преобразует его в процессе пробуждения феномена сознания.
В качестве фундамента психики индивида, предающего определенную форму ее содержанию выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.
Коллективное бессознательное – это психическая система, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов». Юнг выделяет следующие особенности:
1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;
2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
3) его содержание в основном представлено архетипам – буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.
Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.
Архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессах общения.
Юнг связывает архетипиские образы со спонтанным непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознанна. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на определенную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.
При коллизиях долга и совести Юнг советует отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.
В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.
Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так называемой синхроничности. Этот феномен состоит в том, что любой психоидный архетип не только имеет тенденцию локализоваться в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта». Здесь обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное, в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (например, эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызений совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.
Самость и 4 системы психики. Самость в этой структуре выступает как интегрирующий центр, архетип единства и целостности. Она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.
Самость объединяет четыре системы психики:
Эго
Персона
Тень
Анима и Анимус (образы женщины и мужчины)
1) Эго (система «Я») является центральным элементом личного сознания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души. В содержание этой системы входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.
Процессы апперцепции связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками; между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует удовлетворения двух различных личностей партнеров. При этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами. Напротив, очевидное достоинство познания вызывает психическое противодействие со стороны партнера, т.к. чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями. В таких сложных ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание до равновесия с восприятием информации. Понимание же «любой ценой» вредит обоим деловым партнерам.
В некотором равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнера не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.
Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, т.к. сознанию «Я» ведомы только осознанные психические содержания, но никак не бессознательные. Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью скрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения.
2) Персона – та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. В этой системе главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, а другие образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому «Персона» всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами, результатом которого являются различные социальные роли, которые играет личность в обществе. Психическими элементами «Персоны» являются аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести к ее сильнейшим потрясениям. К ним можно отнести «личностную инфляцию» (отчуждение личности путем ее «разбухания» - отождествления с группой), «синдром ригидности» (проявление избыточной защищенности личности), «диссоциацию» (нарушение связи осознанных психических процессов с бессознательными, которое может привести к фрагментированию личности на отдельные комплексы).
Разлад с Персоной может привести к конфликтным ситуациям. Он вызывает чувство неудовлетворенности, а поскольку его внутренний источник не осознается, то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызваны различием и в темпах адаптации их Персон к ситуации делового общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.
3) Тень является центром личностного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Юнг считает, что личность никогда не сможет «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более, совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, в то время как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности, и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с точки зрения Юнга, – не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг называл "техникой обращения с Тенью", помогает преодолеть ее негативное влияние.
4) Система коллективного бессознательного включает в себя и такие архетипические образы как Анима (образ женского начала в мужской психике) и Анимус (образ мужского начала в женской психике). Анима, накопленная в бессознательном мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Анимус, прорвавшийся в женской личности, приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера мужчины или в жесткой аргументации и ригидности у партнера-женщины.
Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции», в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности. Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию.
У экстраверта психическая энергия практически вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.
Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.
Экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт же старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
Юнг дополнил типологию интровертированных и экстравертированных установок введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции. В типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.
Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства. Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив, и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера. Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен такие соглашения, которые не обещают практических результатов. Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового общения.





ВОПРОС №3
О каком механизме психологической защиты идет речь в определении: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.
Речь идет о механизме психологической защиты, разработанном Фрейдом и его дочерью, сублимация (см. вопрос № 1). Например, эгоистические и даже "запрещенные" цели, в т.ч. и сексуальный инстинкт могут сублимироваться активной деятельностью в искусстве, литературе, религии, науке, через заботу о неимущих (или даже заводят животных), которые развивают человека и обогащают жизнь индивида. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (военного, политика, хирурга) или виды спорта. З.Фрейд: дантист может сублимировать садизм, выставляющийся художник - эксгибионизм, адвокат - желание уничтожить врагов.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1) Учебник «Психология и этика делового общения» под редакцией профессора В.Н. Лавриненко. Москва, «Культура и спорт», издательское объединение «ЮНИТИ», 1997.
2) Учебник «Психология и этика делового общения» под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, четвертое издание, переработанное и дополненное. «ЮНИТИ», Москва 2002.
3) М.Г.Ярошевский, «История психологии от античности до середины ХХ в.», М., 1996