ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В 19 В: ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
19 в. – поворотный этап в развитии мировой культуры.
Возникновение романтизма: не стремились к переустройству общества. Миру разбогатевших лавочников противопоставляли мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности.
Убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей, - человек живет, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача художника – проникнуть в духовный мир.
Романтическое мировоззрение господствует в начале 19 в: В.Скотт, А.Дюма, Д.Байрон, В.Гюго («Собор Парижской Богоматери»), Г.Гейне, Гете, братья Гримм.
В 30-е гг. 19 в. – возникновение критического реализма. Реалисты пытаются понять современное общество, вскрыть причину уродливых явлений жизни, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов.
Герои – порождение общества.
Искусство – критик тайных и явных пороков. Надежда на оздоровление человечества.
Оноре де Бальзак («Человеческая комедия»), Ч.Диккенс («Посмертные записки Пиквинского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Добрая старая Англия»).
Во второй пол. 20 века – критика всей общественной системы. Некоторые реалисты механически переносили законы природы на общество (натуралисты).
Натурализм поднял уродливые стороны бытия, жизнь «людей дна». Важность освещения жизненной среды, изнанки жизни. Э.Золя («Жерминаль»), Р.Киплинг («Книга джунглей», «Сказки», «Казарменные баллады»).
Символизм (разочарование в реализме, искусство для разрешения соц. проблем). Искусство ради искусства. С.Малларме, А.Рембо.