Лопе де Вега: связь жизненного и творческого путей. Особенности творчества драматурга на примере комедии "Собака на сене"
План:
Введение
1. Жизненный путь Лопе де Вега
2. Общая характеристика творчества Лопе де Вега
3. Законы творчества Лопе де Вега в театральных пьесах
4. Основная тематика пьес Лопе де Вега
5. Проблематика комедий Лопе де Вега
6. Идеи творчества драматурга в комедии "Собака на сене"
Заключение
Список литературы
 
Введение
Жизнь Лопе де Вега, одного из величайших драматургов эпохи Ренессанса, чрезвычайно интересна и полна ярких событий, что, несомненно, наложило свой отпечаток на все его творчество. И действительно, стоит только поближе познакомиться с произведениями этого удивительного человека, и перед нами раскрывается вся та гармония, которая пронизывает его жизненный путь.
Все существование Лопе де Вега представляет собой единое целое, в котором нет места каким-то отдельным, рваным эпизодам. Вся его жизнь – результат творения человека, и все, что происходило в ней, – происходило закономерно по велению “народного голоса”.
И неудивительно, что таким же целостным и гармоничным оказалось творчество великого драматурга. В произведениях Лопе де Вега нашли свое отражение все стороны человеческого бытия. Смешение трагедии и комедии, – вот какова жизнь этого человека, вот каково его творчество.
Однажды Лопе де Вега сказал: "Когда мне нужно писать комедию, я запираю все правила на тройной замок и удаляю их". В этих словах звучит желание и умение не сочинять произведение, но воссоздавать, творить безобидное и правдивое подобие мира. Мир, созданный Лопе де Вега в своих произведениях, прост и сложен одновременно. В нем есть особая глубина, от которой захватывает дух, и хочется окунуться в него с головой. Это во многом выделяет его творчество среди массы других произведений.
Творчество Лопе де Вега отрицает все правила, кроме одного. Этот единственный закон представляет особое, природное начало, заключающееся в постоянном единстве действий.
Нельзя сказать, что жизненный путь драматурга был легок. Нет, на пути Лопе де Вега вставало немало трудностей и преград. Но все, чего он сумел добиться, на какие вершины сумел подняться, говорит об удивительной красоте души, о силе, стойкости и целеустремленности этого выдающегося человека.
Гармония жизни, широта души, двойственность и многогранность творческого наследия Лопе де Вега - все это, несомненно, вызвало мой глубочайший интерес и подтолкнуло к написанию курсовой работы.
Моей целью в данном случае были воссоздание и анализ творчества Лопе де Вега на основе накопленного и изученного материала.
1. Жизненный путь Лопе де Вега
Лопе Феликс де Вега Карпью родился в столице Испании – Мадриде 25 ноября 1562 года. Отцом его был простой ремесленник, мастер-золотошвей Феликс де Вега, который происходил из рода астурийских крестьян.
Еще в детстве Лопе был обучен грамоте, и в пять лет уже умел читать по-испански, знал латынь. Свои первые стихи мальчик начал сочинять в шестилетнем возрасте. Не будучи обученным письму, маленькому Лопе часто приходилось лишаться завтрака, обменивая его на помощь старших в записи своих первых творений.
Когда ему исполнилось одиннадцать лет, родители отдали его в иезуитскую школу. Там Лопе изучал языки – латинский и греческий, а также овладевал навыками риторики. А уже в тринадцать лет из под пера Лопе де Вега вышла первая комедия, которая была с успехом поставлена на сцене.
В 1576 году Лопе поступил в университет Алкала де Анарос, где проучился до 1578 года. Вместе с этим, Лопе де Вега стал одним из слушателей Королевской Академии математических наук на курсах астрономии и математики. Параллельно с учебой, Лопе ухитрялся работать секретарем у одного из вельмож.
Но уже в четырнадцать лет тяга к жизни, наполненной подвигами и приключениями, толкнула его на решительный шаг. И вот юный Лопе де Вега вместе с товарищами бежал в Астрогу. Но приключение не продлилось долго, беглецов разыскали и вернули домой. Однако это не удержало юношу, и Лопе добровольно вступил в ряды армии, чтобы отправиться в поход на Азиатские острова. А уже в 1588 году Военная служба привела Лопе де Вега в "Непобедимую армаду".
Но сцена продолжает манить к себе будущего драматурга, и Лопе возвращается в театр, чтобы в дальнейшем работать с некоторыми театральными труппами.
Несомненно, столь бурная и насыщенная событиями юность Лопе де Вега отражала дух своего времени. Эпоха, в которой ему посчастливилось родиться и жить, вся была пронизана духом великих открытий и дальних странствий, перед ним открывались тайны науки, вставали новые вершины и расширялись горизонты. Это было то самое время, в котором жажда приключений и поиск всего нового как никогда переполняли сердца людей.
Но нужно заметить, что жизнь великого драматурга сложилась непросто. Ведь в те времена даже самые одаренные, интересные, талантливые писатели и драматурги не могли своим творчеством обеспечить себе достойное существование, положение в обществе и достаток. Не стал исключением и Лопе де Вега. Нет, конечно, ему не пришлось жить в нищете, думая только о том, как заработать на кусок хлеба. Однако все же Лопе не хватало стабильной обеспеченности, которая могла бы позволить ему забыть о необходимости повседневных заработков. Вместо этого случалось так, что драматургу приходилось в кратчайшие сроки, буквально за день или два, писать по заказу полноценную комедию из трех актов.
И вот перед нами предстает Лопе де Вега, величайший драматург страны, любимец публики. Многочисленные поклонники вешают его портреты в своих домах на самом почетном месте, его показывают иностранцам, как самую знаменитую достопримечательность Мадрида.
И этому самому Лопе де Вега, чтобы обеспечить себе достойное существование, всю свою жизни приходится состоять на службе у местной знати. Он был секретарем у герцога Антонио Альба, родственника знаменитого наместника и палача Нидерландов, доверенным лицом у герцога Сесса, служил у маркиза Мальпика. Приходилось Лопе быть и в подчинении у маркиза Саррья, который держал его чуть ли не за слугу.
Быть может, эта двойственность его общественного положения и необходимость быть в подчинении у более знатных господ заставили Лопе де Вега весной 1614 года принять духовный сан и вступить в братство при ордене святого Франциска Ассизского.
Надо сказать, что еще ранее, будучи озадаченным поиском весомого положения в обществе, Лопе де Вега был вынужден в обход закона присвоить себе дворянскую фамилию Карпью. С принятием духовного сана у него появилась возможность укрепить свои позиции в обществе и занять определенную нишу. Принятию Лопе де Вега духовного сана также способствовало и то, что церковь оказывала определенное давление на драматурга, стремилась подчинить его своему влиянию, поскольку ей было выгодно иметь при себе главного драматурга страны.
Но даже будучи лицом духовным, Лопе де Вега умудрился сохранить в своей жизни и творчестве жизнерадостность, гуманистический и в какой-то степени крамольный дух. Наверное, именно поэтому в 1620 году драматургу было отказано в должности придворного хрониста.
А вскоре после посвящения Лопе де Вега в духовный сан на него обратила свое пристальное внимание церковная цензура. Церковь начала очень внимательно следить за всеми его пьесами. Доходило даже до того, что по требованию церкви из них вырезались целые сцены. А в результате столь долгого отслеживания творчества драматурга, в 1625 году церковь наложила запрет на публикацию произведений Лопе де Вега.
Политический и социальный упадок Испании обнаруживал "все симптомы позорного и продолжительного разложения".
И все же, это тяжкое для страны время является периодом ее наивысшего культурного подъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участником которого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега. Это был Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского возрождения.
В его далеко не радостном пути жизни, со всеми событиями (слепота, безумие и смерть любимой женщины, гибель единственного сына, утонувшего на жемчужных промыслах, похищение младшей шестнадцатилетней дочери придворным шалопаем из свиты могущественного герцога Оливареса) поражает то, что все пьесы Лопе де Вега брызжут жизнерадостностью, оптимизмом. Не больше радости (чем события жизни) приносила общественно-политическая обстановка, омраченная быстрым, очевидным для всех упадков страны, углублением каталитической реакции.
Постепенно хирели и любимые драматургом народные театры, вытесняемые придворными представлениями. И все же Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественный испанский народ, для которого создавал он свои произведения.
Как известно, возрождение было широким общественно-культурным движением, зародившимся в Италии и охватившим все страны Европы. Деятели возрождения, называвшие себя гуманистами, стремились к созданию новой светской культуры и были страстными борцами за всестороннее развитие человеческой личности, за освобождение человека от церковного и феодального братства, отстаивали его пра