Рецензия директора «ЦНТИ» Мельника В. И. на дипломную работу студентки 5-го курса, филологического факультета Прокопенко М. А. «Современное состояние жанра политический портрет».
В рассматриваемой нами работе используются определения и характеристики, актуальность которых совершенно очевидна для выходящих в последнее время материалов периодической печати.
Дана четкая и подробная классификация жанров, раскрыты основные понятия и определения, дан подробнейший инструментарий того или иного жанра, имеющий весомую практическую значимость. Все это дает возможность осознанно проектировать себя в той или иной подготовительной ситуации при создании вполне конкретного типа личности. Изложенные приемы создания политического портрета наиболее приспособлены для трансляции образа политика в понятном для массовой аудитории виде.
Бесспорным достоинством данной работы является глубина и полнота приведенной классификации жанров. Автор не только рассматривает методы, приемы и инструментарий каждого из них, но и раскрывает технологию создания портрета личности во всем многообразии применяемых форм.
В дипломной работе наглядно показано, как в каждом конкретном случае журналист должен разобраться в сложностях индивидуального характера, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков (то есть понять, как можно «подать» своего героя через определенные действия), показать нравственное кредо героя, источники силы его духовности, и увязать все это с ожиданиями масс.
Примечательной особенностью работы является то, что политический портрет, находясь на стыке двух жанров, вобрал в себя специфические черты, присущие им. Вследствие этого, как отмечает автор, этот жанр занимает особое место в арсенале пропагандистских и организаторских средств PR-кампаний и различных политтехнологий, применяемых в процессе выборов.
Автор провел большую исследовательскую работу, аргументировано оперирует хорошей доказательной базой, основанной на конкретных материалах и публикациях. Отмечается близость и связь публицистики и художественной биографии при создании политического портрета.
Безусловный интерес представляет третья глава «Жанр политического портрета на фоне избирательной кампании». Яркой особенностью работы является то, что в ней показана связь творческого оформления работы по исследованию предпочтений электората: анализ, прогнозирование его поведения накануне выборов, а потом построение образа лидера, и разнообразие применяемых форм, методов и приемов сближения ожиданий избирателя и преподносимого образа политика через жанр политический портрет. Политический портрет действительно стал одной из распространенных форм создания мессиджа в период PR-кампаний, а также является непременной частью всей технологии избирательных процессов в России на современном этапе.
Автором показана динамика мифологизации, создания имиджевых характеристик героя в политическом портрете: миф – легенда – образ – герой – ожидания – результат – сравнение и уточнение портрета (корректировка имиджевых составляющих) – создание политического портрета героя для восприятия его как единственного кандидата (политика), способного на практике воплотить в реальные дела устремления масс людей.
Нам представляется интересным подход автора в исследовании роли политического портрета как инструмента для манипуляции массовым созданием избирателя. Описанные механизмы работы приемов создания политического портрета представляют практическую ценность для директоров PR-агентств и руководителей избирательных кампаний, и могут быть рекомендованы им для применения непосредственно в работе.
Данная работа заслуживает внимания еще и тем, что автор делает анализ коммуникативных связей и определяет эффективность его воздействия через политический портрет. В работе приводятся практические рекомендации по построению образа героя (антигероя) посредством этого жанра через многообразие форм и методов, имеющихся в арсенале современных СМИ.
Замечательной особенностью, на наш взгляд, представляется предложенная автором схема технологической проработки образа кандидата, которая наряду с политическим портретом имеет также глубокое самостоятельное значение, дополняя и обогащая инструментарий последнего.