Заключение
1. Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Указанный вывод, на наш взгляд, фиксирует предложенное нами определение музыкального искусства как звукового отражения человека-мира/жизни.
2. Музыкальное искусство представляет собой единый развивающийся (эволюционирующий) «организм», образование которого в целом обусловлено эволюционным движением музыки по принципу: народная музыка — профессиональная музыка — народно-профессиональная музыка (джаз и рок); при этом, если народная музыка, главным образом,— продукт музыкальной деятельности творческого коллектива, то профессиональная музыка — отдельных творческих личностей (композиторов и исполнителей), а народно-профессиональная музыка (т. е. джаз и рок) — в равной степени коллективного и индивидуального субъекта творчества.
3. Художественную ценность музыкального искусства (музыкальных произведений, а также музыки вообще), в конце концов, предопределяют личностные качества деятелей музыкального искусства: композиторов и исполнителей,— причем адекватная оценка этой ценности в сущности зависит от уровня личностного развития слушателей.
4. Важнейшим показателем приобщенности человека к музыкальному искусству является обладание человеком музыкальной культурой личности. Музыкальная культура личности есть единство музыкального сознания и музыкальной деятельности человека, формирующееся в процессе его (человека) онтогенетического развития.
5. Музыка в состоянии воздействовать и на человека (с учетом трех его уровней: телесного, душевного, духовного), и на «живую» — биологическую, и на «неживую» — физическую природу, иными словами,— на мир, жизнь в целом.
6. Воздействуя на мир, жизнь, при этом в процессе своего собственного развития, музыка способна совершенствовать мир.