КАБИНЕТ: КАРТИНЫ МИРА I
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ИНАПРЕСС 1998
ББК 88.4
К 12
УДК 613.88
КАБИНЕТ КАРТИНЫ МИРА
Генетика критика лингвистика литература поэтика психиатрия психоанализ семиотика физиология философия цитология
коллекция perversus
РЕДАКЦИОННЬМ КАБИНЕТ
Витор Мазин - главный редактор
Сергей Ануфриев Сергей Бугаев (Африка) - гл. художник Славой Жижек Николай Кононов Дэвид Леви-Строс Браха Лихтенберг Эттингер Павел Пепперштейн Александр Покровский Виктор Самохвалов Рената Салесл Эндрю Соломон Виктор Тупицын Олеся Туркина
Редакционная благодарность:
Джейн Ломбард
ISBN 5-87135-054-2 К а б и н е т : Ка р т и н ы мира
СОДЕРЖАНИЕ
Виктор МАЗИН. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ИЗ КАБИНЕТА ВИДНЫ КАРТИНЫ МИРА........ ......................... 3
Николай КОНОНОВ. [к картине мира]................................................................................................... 5
Павел ПЕППЕРШТЕЙН КАРТИНЫ МИРА.................................................................................. 6
1
Олеся ТУРКИНА. Виктор МАЗИН. КРИТИКА: ЛОВ ПЕРЕЛЕТНЫХ ОЗНАЧАЮЩИХ................................................. 82
Сергей БУГАЕВ (АФРИКА). В КАБИНЕТЕ ФЕЛИКСА ГВАТТАРИ..................................... 14
Феликс ГВАТГАРИ, Браха ЛИХГЕНБЕРГ ЭТТИНГЕР. ТРАНСФЕР, ИЛИ ТО, ЧТО ОТ НЕГО ОСТАЛОСЬ (перевод В. Мазина)............................ 21
Виктор ТУПИЦЫН. ФАРФОРОВАЯ СЛОНОМАТКА.............................................................. 30
3
Майкл МОЛНАР. О СОБАКАХ И СОБАЧЬИХ ВИРШАХ (перевод В. Мазина)..................... 38
Павел ПЕППЕРШТЕЙН. ЛЕД В СНЕГУ.......................................................................................... 47
4
Ирина ЗАЙЦЕВА. КЛИНИКА И ИСТОРИОГЕНЕЗ БРЕДА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ.................................... 67
Виктор САМОХВАЛОВ, Виталий ЕГОРОВ. БИОЛОГИЯ РЕБУСА............................................. 105
5
Жак ЛАКАН. СТАДИЯ ЗЕРКАЛА КАК ОБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЮ Я, КАКОЙ ОНА РАСКРЫВАЕТСЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
(перевод Виктора Лапицкого)..................................................................................................................... 136
Ольга СУСЛОВА. ВВЕДЕНИЕ В ЧТЕНИЕ ЛАКАНА: "СТАДИЯ ЗЕРКАЛА"................... 143
Славой ЖИЖЕК. ВЛАСТЬ И ЦИНИЗМ
(этологическое введение Виктора Самохвалова, перевод Виктора Мазина) .............................................. 162
6
Мелшпа ЗАЙЦ. ТЕХНОЛОГИЯ ДАЛЕКОГО КАК ТЕХНОЛОГИЯ БЛИЗКОГО
(перевод Марины Майданюк).................................................................................................................... 176
Олеся ТУРКИНА, Виктор МАЗИН. ГОЛЕМ СО-ЗНАНИЯ-3....................................................... 188
Сергей АНУФРИЕВ. В ИЛЛЮЗИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПАУКА
(при участии редакции "Кабинета").......................................................................................................... 205
Анжелика АРТЮХ. КОЛЛАЖ И АВТОРСКИЙ ДИСКУРС.................. ................................. 214
7
Олеся ТУРКИНА. ПОСТ-ТОТАЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО КАК МНЕМОТЕХНИКА............ 236
Рената САЛЕСЛ. ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПАМЯТЬ: ТРАВМА ДИСНЕЙЛЕНДА ЧАУШЕСКУ
(перевод Ольги Сезневой)........................................................................................................................ 251
Сергей АНУФРИЕВ. ПРОБЕЛЫ И ПРОБЕЛА............................................................................ 270
Сергеи БУГАЕВ (АФРИКА). СЕМИОТИЧЕСКАЯ ГОЛОДОВКА.................................... 278
Виктор ТУПИЦЫН. BON VOYAGE.......................................................................................... 283
авторы номера................................................................................................................................... 292
иллюстрации и иллюстраторы .......................................................................................................... 295
в следующем томе..................................................................298
instead of summary.................................................................................299ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ИЗ КАБИНЕТА ВИДНЫ КАРТИНЫ МИРА
Кабинет — пространство замкнутое. Так кому-то покажется. Кабинет — пространство открытое. Так кому-то покажется.
В кабинетных пределах создаются описывающие мир картины. Закрываясь от внешнего мира, властелин кабинета преодолевает кабинетную гравитацию и оказывается на просторах вселенной. Там физик создает физическую картину, лирик — лирическую, химик — химическую, художник — художественную, философ — философскую, драматург — драматическую...:
человек создает человеческую картину. Нет ничего странного в том, что все это — картины, ведь все это — представления; и каждое из этих представлений выстраивается по своим эстетическим законам. У Парменида своя эстетика, у Эйнштейна — своя, у Абу аль Низам — своя. Каждый человек имеет то или иное представление о мире, каждый ученый составляет то или иное представление о мире, каждый художник проливает свет на то или иное представление мира. Представления предстают, распространяются, воспроизводятся. Каждое представление при этом состоит из множества заново собранных фрагментов.
Почему окружающий мир выглядит так, а не иначе? — Потому, что "в противном случае, некому было бы задать этот вопрос". Потому что в противном случае "нас бы не было" — так формулирует антропный принцип Стивен Хокинг. Вновь и вновь создаются Картины Мира, корректируются представления: Эмпедокл и Хлебников, Галилей и Опарин, Пикассо и Леонардо, Кун-цзы и Декарт, У Чэнь-энь и Эйнштейн, Фолкнер и де Сад, Малевич и Витгенштейн, Леруа Гуран и Пригожин формируют свои картины мира не только на основе уже существующих представлений, но и влияют на построение картин будущего мира. Разум претерпевает эволюцию. Изменяется именно в данном месте, в данное время, в данном символическом пространстве-времени.
Элементы будущей картины мира начинают собираться в психической реальности младенца. По частичкам воссоздается образ матери, образ себя, себя другого, спроецированного, "внешнего". Мир реорганизуется. Мир воцаряется. Так волк отпускает на волю Красную Шапочку. Так распахивается окно перед Сергеем Константиновичем Панкеевым, и предстает его сновиденческому оку дерево с волками. Мир полнится представлениями. Волку предстоит спрятаться. Миру предстоит остаться. Стоит только представить.
Лакуны мира заполняются продуктами грез, фантазий, представлений; и, наконец, можно приступить к общению с другими. Ведь именно ими задана наша картина мира. Ведь она совпадает
3с одной из больших картин господствующих в данное время в данном месте, совпадает и... в той или иной мере всегда уже отклоняется от нее. Эти отклонения, эти репрезентационные перверсии конкретизируют ученые и художники, доктора и пациенты.
Видимость? — спросит, показывая пальцем в небо, А. Да, — ответит ему Б., — ведь сегодня одна картина, завтра — другая. Сегодня одна перспектива, завтра — другая, — добавит В. Нет, — скажет Г., — небо незыблемо. Да, — скажет Д, обращая взор на картину Малевича. Нет, — скажет Е., погружаясь в ту же самую картину. Да, — скажет, задумавшийся о проекции и проекциях Ж.. Ну, нет, — ответит ему, наблюдающий развитие человеческого зародыша 3. Да? — удивленно пожимая плечами перед трубой телескопа, подумает И. Нет, нет, нет, — успокоит его проснувшийся К. Промолчит уснувший Л.
Воспользовавшись молчанием сновидца, Сергей Бугаев пунктирно прочертит топографию жизни и деятельности Феликса Гваттари, в кабинете которого поставит Браха Лихтенберг Эттингер вопрос о трансфере, в то время как наблюдаемые Ириной Зайцевой-Пушкаш картины бреда укажут, с одной стороны, на мифоритуальный континуум, с другой — на двигательные особенности человека, с третьей — на архаические особенности его мышления; и все эти отражающие грани начнут мерцать в попытке Сергея Ануфриева вообразить картину мира восьмью глазами паука, пока доктора Виктор Самохвалов и Виталий Егоров, составляя ребус из слов и рисунков жителя Тробриандских островов, не восстановят его психическую картину; и уже совсем другой ребус, историю отношений слов и образов построит Сергей Ануфриев; а историю того, как собирает на кинопленке истории Олег Ковалев разберет на бумаге Анжелика Артюх; и совсем уже, какзалось бы, другую историю, историю памятников, Чаушеску и Ленина, ввергнут в вопрос о памяти Рената Салесл и Олеся Туркина; тем временем взору Майкла Молнара предстанет собака — объект для переноса глубоких чувств от отца к дочери, Анне Фрейд, и от дочери к отцу, Зигмунду Фрейду, в доме которого несколько десятилетий спустя прочтет свою лекцию о цинизме, иронии и власти Славой Жижек; и остановится над обрывом своего кабинета, представляя шизооптику парящих слономаток, Виктор Тупицын; а в это время Мелита Зайц прояснит, как формируемая бесплотной теле-технологией картина мира обретает достоверность за счет человеческого тела; воображаемого тела, которое возникнет на зеркале другого под взором Жака Лакана. которое отразится в анализе Ольги Сусловой; и