Л. Е. БАЛАШОВ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
МОСКВА ? 2003
ББК 87.817
Б 20
О цикле “Философские беседы”
Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ-профессионал, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант.
Книги цикла относятся к разряду развивающей литературы и могут служить учебными пособиями для пополнения знаний по философии.
Л. Е. Балашов. 
Этика. Учебное пособие — М., 2003. — 137 с.
В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения.
Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.
Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.
В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике.
В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приводится открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.
В ПРИЛОЖЕНИИ 2 подобраны мысли-высказывания разных авторов на темы морали.
Отзывы и предложения направлять по адресу:
Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110
Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@mail.ru
ISBN © Балашов Л.Е., 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 6
2. ЭТИКА — УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ 7
3. О ЖИЗНИ, СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ 10
3.1. Что такое жизнь? 10
3.2. О смысле жизни 11
3.3. Цель жизни 13
4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ 16
4.1. Немного истории 16
Древние о золотом правиле 16
Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле 19
Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта 22
Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева 24
4.2. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития 30
4.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно 34
5. ДОБРО И ЗЛО 37
5.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла 37
5.2. Что такое добро? 38
5.3. Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности 40
5.4. Человек по своей природе добр 43
5.5. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться? 55
6. ГУМАНИЗМ — ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ 57
7. О ЛЮБВИ К СЕБЕ И ДРУГИМ (ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ, НОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) 65
7.1. Эгоизм 65
7.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность 68
7.3. Героизм 70
7.4. Нормальное поведение 70
8. КОЛЛЕКТИВИЗМ И/ИЛИ ИНДИВИДУАЛИЗМ 71
8.1. Коллективизм: за и против 71
8.2. Положительная сила коллективизма 72
8.3. Минусы коллективистского принципа "один за всех и все за одного" 74
8.4. Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм) 75
8.5. Положительное значение индивидуализма 76
8.6. Удушение посредством объятий (коммунистический коллективизм) 78
8.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма 79
8.8. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма 79
8.9. Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма 80
8.10. Товарищество 81
8.11. Братство 81
8.12. Человечность 82
9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ 82
9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья 82
9.2. Что такое счастье? 82
9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда 84
9.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности 85
9.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? 86
10. ЛЮБОВЬ И МОРАЛЬ 89
10.1. Любовь-деятельность 89
10.2. Любовь — солнце жизни 93
10.3. Любовь и бессмертие жизни 94
10.4. Продолжение человеческого рода 95
10.5. Ценность любви для жизни 97
10.6. Любовь: норма, отклонения, патология 99
10.7. Любовь и брак 101
10.8. Половая мораль 103
11. СОВЕСТЬ 103
12. БЛАГОРОДСТВО 107
13. НЕСЧАСТНОЕ И ПРЕСТУПНОЕ СОЗНАНИЕ 107
14. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ 109
Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя 110
О воспитанности и благовоспитанности 112
О вежливости 113
Волшебные слова 113
Этика телефонного разговора 113
Обязательность, точность 115
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 123
Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127
Мысли разных авторов на темы морали 127
О нравственности 127
Добро и зло 130
Честь, честность 131
Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие 132
Совесть 132
Стыд 134
Культура поведения, этикет 134
ЛИТЕРАТУРА 138
1. Человек и общество
О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и “я”, и “мы”, и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.
Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими “человековедами” они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.
Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.
Между тем и другим “человеком” существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т. п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово “общество”.
Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек “светит” своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может сущест