44. С.Керкєгор як попередник екзистенціалізму
Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.
Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973).
Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные:
отчуждение человека в эпоху социального кризиса;
существование человека и его сущность;
бытие человека и бытие мира;
человек как уникальное существо;
бытие между жизнью и смертью и т.п.

1-ая Проблема:
Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистенционалисты - это проблема отчуждения человека от общества.
Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны, даже враждебны друг другу.
Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему применительно к капиталистическому обществу XIX века.
Философы- экзистенционалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.
Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечества. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечество, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.
Объективные причины появления экзистенциализма.
Экзистенциальная философия 20 века выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно- нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились представить искренний самоотчет мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпицентре кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками демократии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.
2- я Проблема:
Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность.
Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.
Следствия из принципа существования человека:
- нет заданной человеческой природы;
- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;
- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.
Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.
3-я Проблема:
Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты - это проблема бытия мира и бытия человека.
Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тогда встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придает миру знание и смысл, взаимодействует с миром.
Как к этим взглядам относится марксистская философия?
Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличие от экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не только способен смотреть на мир через призму своего сознания, но и накапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.
4-я Проблема:
Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться.
И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость.
Программа экзистенциальной философии:
Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа экзистенциальной философии:
-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.
5-я Проблема:
Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами - проблема бытия между жизнью и смертью.
Каждый человек переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти.
1-я позиция
Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл.
2-я позиция
Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы для философии.
Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его выживание. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество, - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничная между жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии - помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, - на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.
Течения в экзистенциализме:
Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.
Персонализм (от лат. Persona - личность) - это философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нравственных оценок воли.
Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским анализом.
Определенных успехов в решении данной проблемы философская антропология достигла, но в целом решить эту задачу не смогла.
Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.