Принцип. отличия WIN95 от пред. версий. Достоинства и недостатки WIN95

WINDOWS 95 - дорога в Чикаго.
На протяжении всего периода разработки и создания система Windows 95 была известна под
кодовым названием Чикаго, и внушительный слайд на самых первых её презентациях изображал
карту США, озаглавленную: "Едем в Чикаго ...". WIN95 разрабатывалась и создавалась вовсе не в
вакууме, нет, на дороге в Чикаго было много остановок. Начиная с выхода первой версии Windows в
ноябре 1985 года, затем с появлением весьма эффектной и вполне успешной Windows 3.0 в мае 1990
года, фирма Микрософт вкладывала огромные средства в реализацию этого проекта. Никто и нико-
гда не мог обвинить Микрософт в том, что она отказалась от идеи Windows, которая с каждым ра-
зом, медленно, но верно становилась всё лучше и лучше, как по своим возможностям, так и в смыс-
ле постоянного увеличения объёмов продаж. Появление на рынке Windows 3.0 стало тем самым пе-
реломным этапом, в ходе которого весь мир внезапно открыл для себя возможности и достоинства
Windows, вследствие чего было продано огромное количество копий системы.
Внезапный, казалось бы, успех Windows 3.0 был на самом деле обусловлен целым рядом факто-
ров. Именно в это время компьютеры, построенные на базе процессора Intel 386, на глазах станови-
лись всё доступней. К моменту выхода Windows версии 3.1 компьютеры с 386 процессором исполь-
зовались уже практически повсеместно. Они обеспечивали хорошую производительность и были
той платформой, на которой Windows могла работать эффективно. Не менее важным фактором
явилось и то, что объём оперативной памяти, а также качество и производительность видеосистем в
конце концов стали соответствовать требованиям, которые предъявляла к ним Windows. Как только
аппаратные средства смогли обеспечить должный уровень производительности, достоинства
графического интерфейса мгновенно стали очевидны для огромного числа пользователей.
Микрософт давным-давно оценила все преимущества Windows, однако до выхода Windows 3.0
пользователям было доступно лишь весьма ограниченное число качественных приложений
Windows. Бывали случаи, когда сомнения возникали даже среди членов группы разработки при-
кладного программного обеспечения самой Микрософт - а разумно ли делать ставку на Windows?
Windows 3.0 резко изменила отношение к себе, и не прошло нескольких месяцев с момента её выхо-
да, как количество поддерживающих Windows программных продуктов резко увеличилось. Разра-
ботчики программного обеспечения уже не задавались вопросом, а
стоит ли писать версии своих продуктов для Windows, теперь вопрос стоял в том, как быстро они
смогут выпустить новый продукт на рынок.
Именно на этом этапе и было объявлено о создании Windows 95. При этом у команды разработ-
чиков не было никаких сомнений в том, что с Windows 95 всё будет по-другому. Слишком были
велики ожидания пользователей. Можно было бы не сомневаться в том, что новые возможности все
до единой будут тщательно опробованы, исследованы, обсуждены и раскритикованы. Windows 95
должна была стать самой лучшей из всех версий Windows , и цели, которые перед собой ставила
команда разработчиков, вполне соответствовали необходимости обеспечить самые серьёзные улуч-
шения продукта. Учитывая, что к середине 1993 года объём продаж текущей версии Windows дос-
тиг одного миллиона копий в месяц, любые новые версии продукта должны быть абсолютно надёж-
ными.
Поэтому основная задача при разработке и создании Windows ставилась так: новый продукт
должен был сочетать в себе новые восхитительные возможности и абсолютную надёжность - ну и,
само собой разумеется, разработать такой продукт надо было быстро. При этом надо отдавать себе
отчет в том, что любая команда разработчиков неизбежно сталкивается с необходимостью коррек-
тировки таких целей, как бы прекрасны они не были, в соответствии с конкретными условиями. В
этом смысле не стала исключением и Windows 95.
В чем состоит миссия Windows 95?
Основную цель, которая стояла перед разработчиками Windows 95, можно рассматривать с разных
точек зрения и в разном контексте, но в целом её суть можно выразить одной краткой фразой: сде-
лать систему удобной. Миссия Windows 95 состоит в том, чтобы максимально облегчить все спосо-
бы использования персонального компьютера пользователям, тем, кто занимается обслуживанием
компьютеров, а также производителям аппаратных средств и программного обеспечения. И такой
подход действительно оправдывает себя. Лозунг разработчиков Windows 95 звучал так: "Сделайте
её лёгкой в использовании, а не старайтесь облегчить пользование ею", и в ходе всего цикла разра-
ботки и создания Windows 95 многократно проверялась именно с точки зрения удобства использо-
вания.
Помощь конечным пользователям
В компьютерной индустрии понятие удобства использования употребляется, пожалуй слишком
часто. Большинство пользователей находят, что с Windows работать гораздо удобнее, чем с MS-
DOS, однако команда разработчиков Windows 95 считала, что на самом деле предстоит сделать ещё
очень многое, прежде чем работать с Windows станет действительно удобно. Вот на какие пробле-
мы разработчики Windows обратили внимание в первую очередь.
? Большинство пользователей по-прежнему испытывают страх перед компьютерами, и именно из-
за этого многие потенциальные покупатели воздерживаются от приобретения IBM-совместимых
компьютеров.
? Для многих пользователей даже самые обычные действия и задачи (такие как, например, на-
стройка принтера), по-прежнему таят в себе множество неясностей.
? Сложные действия, такие как доступ к удалённым данным, по-прежнему представляют трудно-
сти даже для опытных пользователей и практически недоступны всем остальным.
Аппаратные платформы
Большинство из используемых в наши дни компьютеров имеют конфигурацию типа машины,
совместимой с IBM PC AT образца 1984 года. С тех пор произошло множество качественных улуч-
шений отдельных составных частей, однако общая архитектура системы практически не изменилась.
Подвигнув производителей на выпуск компьютеров с процессором как минимум 386 SX, четырьмя
мегабайтами памяти и хорошими видеоадаптерами, Microsoft не слишком-то заботилась о том, что-
бы убедить компании, занимающиеся разработкой аппаратных средств, постоянно совершенство-
вать создаваемую ими технику.
Microsoft рассматривала Windows 95 и как возможность изменить существующее положение
вещей на благо конечных пользователей, так и производителей компьютеров. В этом смысле осно-
вополагающим, конечно же, является развитие аппаратных средств. PLUG AND PLAY - так называ-
ется спецификация , созданная совместно фирмами Microsoft, Intel, Phoenix Technologies( разработ-
чик BIOS), Compaq и некоторыми другими. Цель её создания состояла в сведении к минимуму про-
блем, связанных с настройкой и конфигурированием аппаратных средств. Теперь пользователю со-
вершенно необязательно знать что такое IRQ (уровень запроса прерывания) или адрес ввода-вывода.
Очевидно, что от облегчения настройки системы выиграют все - пользователи, те, кто занимается
обслуживанием компьютеров, ну и, конечно, разработчики, и поставщики аппаратных средств.
Еще одним крупным шагом Microsoft в смысле поддержки новых веяний в области совершенст-
вования аппаратных средств явилось решение наконец-то ликвидировать зависимость Windows от
MS-DOS как от базовой операционной системой. В каждой новой версии Windows последовательно
брала на себя всё больше функций операционной системы и, в конце концов ,MS-DOS стала не бо-
лее чем весьма неэффективной системой, поддерживающей работу с файлами. Подобный подход
достиг своей кульминации в работе над Windows 95 , которая стала цельным и последовательным
воплощением обладающей всеми возможностями полностью защищенной 32-х разрядной операци-
онной системы. Теперь пользователю требуется установить на компьютер только Windows 95 - MS-
DOS уже не нужна. При этом Windows 95 продолжает поддерживать приложения MS-DOS при по-
мощи средств совместимости, реализация которых восходит к временам создания Microsoft Win-
dows/386, Microsoft OS/2 и Windows NT. Windows 95 предоставляет производителям аппаратных
средств возможность разрабатывать и совершенствовать свою продукцию таким образом, что она не
должна строго соответствовать старой архитектуре IBM PC. Возможности такого рода включают
применение усовершенствованных BIOS и плат расширения, которые в ходе настройки взаимодей-
ствуют с операционной системой. Учитывая, что в Windows 95 доступ к любым аппаратным сред-
ствам осуществляется при помощи драйверов устройств, пользователь, если у него есть соответст-
вующий драйвер, легко может добавить к системе новое устройство. Теперь нет необходимости в
совместимости с устаревшими BIOS , если, конечно, данное устройство не должно поддерживать
также и работу MD-DOS.
Для разработчика - наконец-то 32-разрядность
Несмотря на то, что целью создания Windows 95 было облегчение жизни пользователям, спе-
циалистам по обслуживанию и производителям, основным источником жизненных сил Windows по-
прежнему являются прикладные программы. На заре своего развития Windows крайне медленно
получала поддержку со стороны разработчиков программного обеспечения. С появлением Windows
3.0 этот ручеёк, слабое подобие поддержки, внезапно превратился в мощный, поистине бурный по-
ток новых приложений. Впрочем, надо отметить, что создание приложений Windows никогда не
было лёгкой задачей, хотя качество и разнообразие средств разработки и учебных материалов в по-
следние годы заметно улучшились. То, что Windows 95 поддерживает 32-разрядные программы,
существенно облегчает жизнь программистов:
? Создавать 32-разрядные программы намного легче, чем работать с 16-разрядной сегментиро-
ванной моделью памяти, которая была необходима ранним версиям Windows.
? 32-разрядный Windows API (Application Programming Interface) - интерфейс - прикладного про-
граммирования - совместим с АРI, который поддерживается- Windows NT , вследствие чего
разработчикам, желающим выпускать программные продукты для обоих операционных систем,
будет гораздо проще создавать и поддерживать свои приложения.
? Windows 95 сама использует 32-разрядную модель памяти, в результате чего исчезает множе-
ство ограничений, которые были присущи ранним версиям Windows. Теперь чрезвычайно цен-
ные ранее системные ресурсы, такие как, дескрипторы файлов (files handless), доступны в изо-
билии, и разработчикам программного обеспечения уже нет нужды придумывать изощрённые
методы, позволяющие уменьшить потребности программ в системных ресурсах.
Первая остановка - Чикаго
Windows 95 - это крупный шаг в эволюционном процессе. На компьютере, работающем под
управлением Windows 95, отдельный продукт под названием MS-DOS уже не нужен. Windows 95
берёт на себя все функции операционной системы. Вы устанавливаете на свой компьютер один-
единственный продукт и после загрузки системы оказываетесь непосредственно в среде Windows
95. При этом Windows 95 сохраняет полную совместимость с MS-DOS , и вы по-прежнему можете
запускать все свои резидентные программы и прочие приложения MS-DOS с которыми вы привык-
ли работать. Однако в основе архитектуры Windows 95 лежит Windows, обладающая совместимо-
стью с MS-DOS, а не MS-DOS , при которой Windows работает как подсистема.
Есть много причин, в силу которых имело смысл воплотить Windows 95 именно таким образом.
Расчет на MS-DOS , как на базовую операционную систему неминуемо снизил бы общую мощность
и производительность системы. Сейчас Windows 95 поддерживает все те функции, которые необхо-
димы современным приложениям и сетевым программам. Разработчики- Windows 95 хотели сде-
лать крайне надёжную систему - они стремились исключить практически любую возможность сбоя
системы вследствие неправильного поведения прикладных программ и прочих внешних факторов.
Надёжная система - это система, которая не даёт сбоев, чтобы ни делали с ней пользователи или
прикладные программы. Если какая-нибудь программа вдруг начнет работать неправильно, пользо-
ватель может завершить ее без ущерба для других программ или данных. Если программа некор-
ректно обращается к операционной системе, та защищает себя, завершая программу-нарушителя
спокойствия без ущерба для других приложений. Как обеспечить такую надёжность? Всё дело в том,
как организованна система: прежде всего, необходимо обеспечить аккуратную, тщательную провер-
ку запросов, которые посылают ей приложения, защитить области системных данных и изолировать
отдельные компоненты программ. В частности, новая 32-разрядная модель прикладного програм-
мирования позволила команде Windows 95 обеспечить полную защиту памяти для отдельных 32-
разрядных программ. При этом 32-разрядные программы не только защищены друг от друга, но и
сама система полностью защищена от них. (Было несколько улучшено обслуживание и 16-
разрядных программ, однако тут, вследствие проблем с совместимостью, мало что можно было сде-
лать.)
Удобная настройка и конфигурирование
Настройка и конфигурирование системы Windows никогда не была лёгкой задачей. Каждая
новая версия улучшала этот процесс, однако даже настройка Windows 3.0 и Windows 3.1 (которые,
как предполагалось, должны были заметно облегчить это занятие), продолжала ставить в тупик
многих пользователей. Идея "сделать удобной" полностью преобладала при разработке и организа-
ции процедур настройки и конфигурирования. Поставив себе цель серьёзно усовершенствовать на-
стройку, команда разработчиков сосредоточила свое внимание на следующих областях:
? Конфигурация аппаратных средств. Идея PLUG & PLAY должна была коренным образом об-
легчить конфигурирование персональных компьютеров. Windows 95 должна была стать первой
операционной системой, поддерживающей стандарт PLUG & PLAY, который подготовили Mi-
crosoft, Intel, Phoenix Technologies и ряд других компаний.
? Установка и конфигурирование Windows 95 поверх существующей Windows 3.1. Разработчики
решили, что в этом процессе пользователь должен участвовать лишь в качестве лица, в нужное
время вставляющего в дисковод дискеты. В конце концов, если на данной системе уже работала
Windows 3.1, кто-то наверняка ужу решил проблемы настройки и конфигурирования. При этом
Windows 95 должна была быть способна использовать все ванне определённые настройки для
облегчения собственной установки.
? Процедуры диспетчеризации и изменения конфигурации. В этом смысле, все без исключения
аспекты работы существующей системы были тщательно исследованы и проанализированы на
предмет удобства использования. Так, например, команда разработчиков считала, что любой
пользователь должен иметь возможность легко настроить новый принтер. При работе с Win-
dows 3.1 это удавалось далеко не всегда.
Инициатив с PLUG & PLAY
Инициатива с PLUG & PLAY заключает в себе гораздо более серьёзную область применения,
нежели просто Windows 95. Поскольку его разработчики сочли необходимым обеспечить независи-
мость от конкретной операционной системы, PLUG & PLAY определяет расширений для любой
существующей архитектуры IBM-совместимых компьютеров, включая новые BIOS и аппаратные
возможности, которые призваны оградить пользователя от проблем с настройкой и конфигурирова-
нием. Если не принимать в расчет процесс физического подключения некоторого устройства к сис-
теме, интерфейс PLUG & PLAY берёт на себя все заботы по идентификации подключенного устрой-
ства и по обеспечению данного устройства необходимыми аппаратными ресурсами (вроде уровня
запроса прерывания) и по конфигурированию соответствующих драйверов устройств.
Интерфейс PLUG & PLAY не зависит от архитектуры системной шины. Он способен работать
с ISA, EISA, MICRO CHANNEL, PCMCIA и любой другой шиной, которая завоюет себе место на
рынке. В случае с шиной ISA, для которой не существует аппаратной поддержки типа PLUG &
PLAY, спецификация определяет новый интерфейс карты адаптера. Кроме этого, при крайне незна-
чительных затратах на модификацию аппаратных средств и при наличии соответствующего про-
граммного обеспечения карта ISA адаптера может стать совместимой с интерфейсом PLUG &
PLAY.
Конфигурирование Windows
Конфигурирование Windows уже само по себе напоминает нечто вроде черной магии. Объё-
мистые статьи и даже целые книги посвящаются разъяснению содержимого зачастую крайне зага-
дочных строк, которые находятся в файлах WIN.INI и SYSTEM.INI. Если сравнивать содержимое
этих файлов с тем, что находится в файлах CONFIG.SYS и AUTOEXEC.BAT, становится ясно, что
пользователь, собирающийся изменить настройки или улучшить производительность Windows , ста-
вит перед собой не самую простую задачу. Команда Windows 95 задалась целью тщательно проана-
лизировать каждый параметр файлов конфигурации. И действительно, если какой-то параметр не
нужен, зачем включать его в файл конфигурации? Кроме того, чем обусловлена необходимость та-
кого большого количества условно необходимых параметров? А не могли бы принятые по умолча-
нию параметры исключить надобность введения новых? Неужели улучшенные параметры, принятые
по умолчанию, не дадут возможность уменьшить количество дополнительных? В итоге этих раз-
мышлений решено было, что, чем меньше параметров останется, тем удобнее будет пользователю
разбираться с системой.
Но кроме тех файлов, что сами по себе управляют конфигурированием Windows , многие
приложения используют собственные файлы инициализации или добавляют некоторую информа-
цию в файл WIN.INI. Понятно, что приведение этих проблем в соответствие со здравым смыслом
несколько запоздало, однако команда разработчиков Windows 95 взяла на вооружение подход, кото-
рый в своё время использовали разработчики Windows NT . Дело в том, что Windows NT использует
специальный файл, называемый REGISTRY , в котором содержится вся информация, относящаяся к
аппаратным средствам, операционной системе и конфигурации прикладных программ. Содержа-
щиеся в registry параметры доступны прикладным программам через заранее определенный интер-
фейс прикладного программирования. При этом приложения могут добавлять и изменять свои соб-
ственные настройки конфигурации при помощи соответствующих функций API . Пользователь из-
бавлен от необходимости редактировать файлы конфигурации, что автоматически исключает целый
ряд ошибок. Windows 95 использует файлы регистрации, так же как и Windows NT , поэтому по ме-
ре того как разработчики будут совершенствовать свои программы для Windows 95 , все проблемы с
настройкой конфигурации должны исчезнуть.
Действия пользователей
Большинство действий по управлению системой, таких как настройка принтера или измене-
ние вида экрана Windows должны быть доступны всем пользователям. Да так оно и есть, однако
многие из них не так-то просто реализовать и достаточно трудно понять. Windows 95 решает эту
проблему, объединяя и упрощая большинство необходимых в наши дни действий, которые все
пользователи должны проделывать на своём компьютере.
Новая оболочка и интерфейс пользователя
Первое, что бросается в глаза при взгляде на Windows 95 - это новый облик экрана. Сейчас
Microsoft привлекает к работе над всеми своими проектами художников-профессионалов, и внешне-
му виду Windows 95 уделяли очень много внимания. Программистам уже нет нужды часами разра-
батывать часами новые значки для панели управления. Теперь этим занимаются специалисты, кото-
рые тщательно продумывают вид новых элементов экрана в соответствии с их назначением и общим
обликом интерфейса. На первый взгляд, нет особых отличий в том, как выглядят отдельные
элементы экрана Windows 95 и Windows 3.1 - значки как будто бы остались прежними, однако, при-
смотревшись, вы увидите, что в Windows 95 несколько изменились штриховка и тени, которые они
отбрасывают. Можно представить, сколько дискуссий, а впоследствии и творческих усилий ушло на
то, чтобы изменить внешний вид Windows 95.
Новая оболочка
Теперь оболочка Windows 95 не только выглядит симпатичнее, она сильно изменилась в
смысле функциональности. Если порасспрашивать пользователей Windows 3.1 о том, что такое
"оболочка", можно получить весьма интересные ответы. При этом некоторые вообще не имеют по-
нятия о том, что же это такое. Те же, кто имеют своё мнение на этот счёт, обычно считают, что обо-
лочкой является Диспетчер Программ(PROGRAMM MANAGER). Дальнейшие расспросы о том,
какое отношение имеют к оболочке Диспетчер Файлов(FILE MANAGER), Диспетчер печати(PRINT
MANAGER), Диспетчер Задач(TASK LIST) и Панель Управления (CONTROL PANEL), ставят в
тупик даже наиболее опытных пользователей Windows .
Проблема здесь не в том, что пользователи не понимают, как устроена система - просто Win-
dows сама по себе организована весьма запутанно. Почему, например, мы настраиваем принтер при
помощи Панели Управления, изменяем управляющие печатью параметры при помощи команды
Настройка Принтера(PRINTER SETAP) меню Файл(FAIL) приложения, а затем управляем буфери-
зацией печати при помощи Диспетчера Печати? Для большинства опытных пользователей Windows
3.1 эти действия давно стали привычными, однако объяснить устройство системы новичку зачастую
было непросто. К счастью, Microsoft давно осознала, в чём проблема, и в Windows 95 мы можем
видеть результаты серьёзной работы по унификации и совершенствованию набора системных функ-
ций, которые формируют оболочку. Само собой разумеется, что были добавлены и новые возможно-
сти:
? OLE 2 является первым шагом в инициативе Microsoft по переходу к документно-
ориентированной архитектуре приложений. Оболочка Windows 95 поддерживает функции OLE
2 и полный набор возможностей DRAG & DROP.
? В сетевой среде невозможно обойтись без электронной почты, поэтому оболочка
непосредственно поддерживает интерфейс электронной почты.
? Длинные имена файлов - теперь вы наконец-то сможете присвоить файлу имя "Рецепт вишнёво-
го пирога моей бабушки" вместо того, чтобы придумывать для него название типа РЕВИПИРБ.
АБУ и спустя месяц гадать, что же в нём находится.
? Средства просмотра файлов пользуются большой популярностью, потому что дают пользовате-
лям возможность заглянуть в файл определённого формата без необходимости запускать при-
ложение, которым этот файл был создан. В состав Windows 95 входит большой пополняемый
набор средств для просмотра файлов.
? Приложения MS-DOS , скорее всего, будут жить вечно. Несмотря на то, что Windows 95 с её
улучшенной оконной средой приближает их конец, поддержка приложений MS-DOS была за-
метно усовершенствована. В число новых возможностей входят действия по изменению окон
MS-DOS, операции копирования и вставки, а также использования в приложениях MS-DOS
шрифтов True Type.
Целостная операционная система
защищенного режима
Использование защищенного режима снимает ограничение на объём используемой памяти
(исчезает 640-килобайтный барьер), и обеспечивает прочную основу для повышения надёжности
системы. Windows 3.1 - это по большей части система защищенного режима , в то время как MS-
DOS остаётся системой реального режима. Вследствие этого компьютер, на котором работает Win-
dows 3.1 , постоянно переключается из защищённого режима в реальный и обратно, а такого рода
переключения отнюдь не повышают производительность системы.
Решение реализовать Windows 95 в виде полной системы, не зависящей более от MS-DOS,
позволило расстаться со всеми её компонентами, которые работали в реальном режиме. В частно-
сти, теперь стало возможным переписать в виде программ защищенного режима систему работы с
файлами и драйвер мыши. Еще один аспект создания цельной системы состоял в ликвидации ряда
пробелов, которые имели место в области служебных возможностей Windows . Так, например, в
Windows 3.1 не было программы, эквивалентной утилите CHKDSK , входящей в состав MS-DOS, а
если бы вы пожелали запустить CHKDSK , вам для этого пришлось бы выйти из Windows . Избав-
ление от такого рода неудобств также стало одним из этапов работы по созданию целостной опера-
ционной системы.
Улучшение операционной системы также предполагало удаление лишних, а также некоррект-
но работающих функций. В Windows 3.1 была применена удачная модель работы с принтером, ко-
торая реализовывалась посредством одного большого модуля, дополнявшегося маленькими, про-
стыми аппаратно-специфичными драйверами устройств. Такая модель обладала целым рядом дос-
тоинств, в число которых входили отсутствие необходимости дублирования кода в различных драй-
верах принтеров, а также возможность быстрого создания новых драйверов при меньшем числе
ошибок. Тем же путём пошли и разработчики Windows 95 - точно такая же модель была применена
для поддержки драйверов жёсткого диска, SCSI устройств, дисплея и коммуникационных средств.
Поддержка 32-разрядных приложений
Наряду с увеличением сложности современных операционных систем и компьютерных сетей
наметилась тенденция к усложнению и расширению возможностей прикладных программ. Так, на-
пример, текстовые процессоры - это уже не просто программы, позволяющие выводить слова на
бумагу. От таких программ пользователи ожидают наличия проверки правописания и грамматики,
тезауруса (словаря синонимов), средств макетирования страниц и многого другого.
Простой обзор современных прикладных программ делает очевидной необходимость наличия
больших объёмов оперативной памяти, дискового пространства и скоростных процессоров. Несмот-
ря на то, что первая истинно 32-разрядная микросхема Intel появилась в 1988 году ,MS-DOS и Win-
dows никогда полностью не поддерживали 32-разрядные прикладные программы. Использовавшие-
ся при этом достаточно несовершенные решения вроде встроенного в Windows стандарта DPMI бы-
ли для разработчиков, давно уже нуждавшихся в 32-разрядной адресации, не более чем временными
уловками.
Windows NT стала первой операционной системой Microsoft семейства Windows , которая
обеспечила полную поддержку 32-разрядной адресации. Windows 95 , так же как и Windows NT
поддерживает Win32 - 32-разрядный интерфейс прикладного программирования , разработанный
Microsoft. С точки зрения разработчика положений, поддержка 32-разрядной адресации обеспечива-
ет три основные возможности:
? Доступ к практически неограниченным объёмам памяти. Так, одно Win32-разрядное может
выделить себе до двух гигабайт памяти.
? Более удобная в смысле программирования модель памяти. Написание программ для так назы-
ваемого "плоского" или линейного 32-разрядного адресного пространства гораздо проще и
удобнее, чем в случае, когда приходится возиться с сегментной адресацией памяти семейства
процессоров Intel. Программист может описывать структуры данных, не учитывая при этом те
ограничения, что налагает 16-разрядная модель памяти.
? Последовательный, цельный интерфейс прикладного программирования. Windows API состоит
из сотен функций , которым необходимы тысячи параметров. В Windows 3.1 одни из этих пара-
метров 16-ти разрядные, в то время как другие - 32-разрядные. Мало кто из программистов все-
гда помнит, "кто есть кто", и никогда не допускает ошибок, создавая код, который использует
этот API. В Win32 применяются только 32-разрядные параметры, что заметно улучшает число
ошибок при программировании.
Скачок к 32-разрядности
Получив в своё распоряжение новую модель построения приложений и сопутствующие ей
правила (новый 32-разрядный API),команда разработчиков смогла обеспечить Windows 95 принци-
пиально новыми возможностями. Теперь, зная что она имеет дело только с программами, которые
соответствуют требованиям Win 32, система сможет управлять приложениями гораздо более эффек-
тивно, чем это было с в случае с 16-ти разрядными программами. Под Windows 95 польза от того,
что приложения строятся на основе Win 32 , состоит не только в том, что приложению доступна 32-
разрядная адресация памяти. Такая архитектура программ обеспечивает следующие возможности:
? Preemption (вытеснение). Приложения Win32 представляют собой полностью вытесняемые
программы. Это означает, что операционная система в любой момент может прервать их вы-
полнение и переключиться на другую, обладающую более высоким приоритетом задачу. В об-
щем случае это обеспечивает более плавную реакцию (то, что одно из приложений показывает
песочные часы, вовсе не значит, что вы не можете в этот момент переключиться на другое при-
ложение и заняться чем-нибудь полезным), а также повышение общей производительности сис-
темы и позволяет, например, избежать потери данных, которая может произойти в случае, если
какому-нибудь приложению слишком долго не удаётся получить процессор в свое распоряже-
ние.
? Отдельное адресное пространство. ПриложениaWin32 выполняется в своей собственной, за-
щищённой области памяти, и никакая другая программа не может нарушить целостность ее кода
или данных.
? Поддержка потоков (Thread support). Часто программам требуется одновременно делать два
дела, ну, например, выполнять резервное копирование текущего документа на диск и обеспечи-
вать пользователю возможность редактировать текст, который он видит на экране. При работе
под Windows 3.1 такого рода многозадачность в пределах одного приложения представляет со-
бой весьма непростую для реализации возможность, программируя которую, легко ошибиться.
Способность встроенного в соответствии с Win32 приложения одновременно выполнять разные
потоки представляет собой структурированный подход к воплощению многозадачности.
Сети и мобильные компьютеры
Осенью 1992 года Microsoft впервые представила своё решение Windows для одноранговых
локальных сетей. Windows 95 в полной мере присуща свойственная Windows for Workgroups функ-
циональность в локальной вычислительной сети, а следовательно, она соответствует модели , реали-
зованной в Windows NT. Microsoft уже давно пропагандировала идею о том, что сетевые возможно-
сти должны быть неотъемлимой частью функциональности операционной системы. Не будем, одна-
ко, забывать, что Windows 95 пришел в мир, где большую часть работы по поддержке сетей выпол-
няют серверы фирмы Novell. Поэтому Windows 95 обеспечивает гораздо больше возможностей для
по поддержке локальных сетей, чем её предыдущая версия. Именно поэтому в состав Windows 95
включено программное обеспечение, которое заботится о том, чтобы компьютер представлял из
себя полностью оборудованную машину-клиент Novell.
Кроме такой поддержки локальных вычислительных сетей Windows 95 имеет много других
возможностей, относящихся к области телекоммуникаций - от простейших операций, вроде набора
номера телефона, до поддержки самых современных сверхпортативных компьютеров. При этом
Windows 95 стремится наилучшим образом выполнять те функции операционной системы машины-
клиента и обеспечивает:
? Поддержку действий машины-клиента для всех популярных сетей фирм Novell, Banyan, Mi-
crosoft и других.
? Поддержку различных типов машин-клиентов, что позволяет одновременно подключать один и
тот же компьютер к различным сетям, например, к локальной сети Novell и глобальной сети,
построенной с использованием протокола TCP/IP.
? Возможность работы компьютера в качестве сервера в одноранговой сети, что соответствует
тем возможностям, что представляет Windows for Workgroups. Благодаря этому рабочие группы
или небольшие фирмы будут избавлены от необходимости выделять специальный компьютер
для выполнения функций сервера.
? Поддержку электронной почты, основанную на интерфейсе MAPI (Message Application Pro-
gramming Interface - интерфейс прикладного программирования сообщений), позволяющую ра-
ботать как с факсимильными устройствами, так и с популярными сетями электронной почты.
? Возможности удалённого взаимодействия и управления, которые обеспечивают эффективный
доступ к локальной сети и управление ею посредством низкоскоростных соединений. При этом
Windows распознаёт явление "блуждающего компьютера" при поддержке синхронизации версий
файлов и эффективной передачи данных по низкоскоростным каналам. Благодаря этому вы по-
лучаете возможность позвонить в свой офис, скажем, от друзей и загрузить с него некий доку-
мент. Когда вы впоследствии, изменив документ, принесете соответствующий файл к себе в
офис, Windows 95 поможет вам синхронизировать те изменения, что вы внесли у друга с основ-
ным, исходным документом.
Недостатки Windows
Как известно, любая медаль имеет две стороны, поэтому у Windows есть не только преимуще-
ства, но и недостатки, которые мы и опишем в этом разделе.
? Главный недостаток Windows для пользователей состоит в том , что описанные примущества
Windows достигаются за счет значительного увеличения нагрузки на аппаратные средства ком-
пьютера. Графический интерфейс , поддержка масштабируемых шрифтов, поддержка многоза-
дачности и т. д. требуют большой мощности процессора, значительной оперативной памяти и
дискового пространства. Хотя для работы с Windows достаточно лишь процессора 80386 с 2-4
мегабайтами оперативной памяти и свободных 45 мегабайт на винчестере, такая конфигурация
не позволяет использовать Windows ни для каких практических задач ,разве лишь для раскла-
дывания пасьянсов. Комфортная же работа обеспечивается лишь при наличии 8-16 мегабайт и
не менее 150-300 мегабайт на диске для Windows и Windows-приложений. При этом часто про-
граммы с приблизительно одинаковыми возможностями для DOS и для Windows отличаются по
требованиям к компьютерным ресурсам в несколько раз. Так, Microsoft Word для DOS может
работать на компьютере без жёсткого диска и требует всего 512 килобайт ОЗУ. А редактор Mi-
crosoft Word for Windows (правда, здесь следует заметить, что он обладает несколько большими
возможностями) требует 4 мегабайта оперативной памяти (а лучше 8 мегабайт), и около 20 ме-
габайт на диске, работая при этом в несколько раз медленнее. Чтобы компенсировать это замед-
ление и обеспечить приемлимую скорость работы, пользователи вынуждены покупать достаточ-
но мощные компьютеры. На западе мода на Windows очень быстро привела к отказу не только
от компьютеров на основе Intel-286, но и на основе Intel-386.
? Другой недостаток Windows (впрочем, связанный с первым)- это менее эффективная работа в
тех приложениях, где критическим ресурсом является время. Например при создании базы дан-
ных с напряжённым режимом использования целесообразность её функционирования в среде
Windows может быть весьма сомнительна, так как база данных в DOS может работать в 1.5-2
раза быстрее. По аналогичным соображениям 98% компьютерных игр создаётся для работы в
среде DOS.
Всё вышесказанное никоим образом не умаляет достоинств Windows , а лишь указывает на то
, что Windows не является универсальным решением ,пригодным для всех пользователей и на все
случаи жизни. Конечно , для большинства пользователей (если они согласны платить за достаточно
мощный компьютер) Windows и Windows-программы позволяют работать на компьютере самым
удобным и эффективным способом. Использование Windows нецелесообразно в следующих
случаях:
? Для приложений, в которых графический интерфейс и многозадачные возможности Windows не
нужны: например, на рабочих местах операционистов в банках, торговых работников и т.д.
? Для приложений ,в которых необходимо обеспечить особо высокое быстродействие обработки .
? Для задач, удовлетворительное решение которых обеспечивается имеющимися программами,
работающими в среде DOS ,UNIX и т.д.
Имеет свои негативные стороны и программирование под Windows. Дело в том, что Windows
в принудительном порядке заставляет программистов использовать средства программного интер-
фейса Windows (API) - это более 600 функций. Кроме того, программист должен для этого свободно
владеть весьма сложными концептуальными понятиями объектно-ориентированного программиро-
вания, оперировать с объектами, сообщениями, разделяемыми ресурсами и т.д., поэтому обучение
программированию под Windows весьма непросто.